Новость политики

На пути в БРИКС. Станет ли Алжир ключевым союзником России на африканском континенте?

На пути в БРИКС. Станет ли Алжир ключевым союзником России на африканском континенте?

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

09.05.2023 в 15:03:00
3945

Вступление в БРИКС поможет развитию Алжира больше, чем остальные международные организации за всю историю страны. С таким заявлением выступил президент республики Абдельмаджид Теббун. Он напомнил, что капитал банка БРИКС, куда на данный момент входят Китай, Индия, Бразилия, Россия и ЮАР, составляет около $100 млрд. С помощью этих средств экономическая организация сможет профинансировать проекты, важные для алжирской экономики

Власти страны рассчитывают, что Алжир сможет присоединиться к БРИКС уже в текущем году. Между тем, хотя БРИКС и является многосторонним объединением с участием сразу нескольких мощных держав, конкретно для России принятие Алжира в ряды членов организации также сулит определённые выгоды.

Эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов пояснил, что Алжир может предложить России многие виды продовольствия, в том числе фрукты и овощи, а также продукцию тяжёлой промышленности взамен ушедшим с российского рынка компаниям. Кроме того, существует хороший потенциал развития взаимного туризма. Вступление в БРИКС, по словам политолога, позволит оперативно управлять товарными потоками в российско-алжирской торговле и комплексно наращивать сотрудничество. Само по себе принятие Алжира в организацию станет маркером высокого уровня отношений с её членами, в том числе с Россией.

Сама БРИКС в лице Алжира получит в основном подкрепление своей сырьевой составляющей, поскольку североафриканская страна поставляет на мировой рынок в основном газ и нефть. Политолог Евгений Трифонов отмечает, что теоретически вступление Алжира, а также нескольких других крупных стран «глобального юга», заявивших о желании присоединиться к организации, могло бы помочь БРИКС сформировать некую отдельную экономическую систему глобального масштаба, независимую от Запада. По словам эксперта, с момента своего создания БРИКС играла в основном роль неформального форума и дополнительной площадки, на которой участники могли обсудить экономические вопросы и пути развития взаимоотношений. Однако в 2022 году в деятельности объединения наметилось оживление. Ухудшение отношений России и Китая с Западом повысили актуальность альтернативных экономических связей. Но Трифонов подчеркнул, что большинство факторов, препятствующих созданию параллельной экономической системы, остаются в силе. Индия, Бразилия и в значительной степени КНР по-прежнему тесно встроены в мировую экономику и нуждаются в партнёрстве с США, членами Евросоюза и другими развитыми странами. Кроме того, от серьёзных взаимных обязательств в рамках БРИКС стороны удерживают нерешённые разногласия между Индией и КНР. Впрочем, значимость организации всё-таки выросла, и стремление Алжира и нескольких других государств вступить в БРИКС лишь подтверждает этот факт.

Сама Россия также прилагает усилия для расширения сотрудничества с Алжиром. Торгпред РФ в Алжире Иван Налич сообщил, что стороны работают над увеличением товарооборота и диверсификацией торговли. Пока двусторонний товарооборот составляет около $3млрд, что не очень много для столь крупных партнёров, но представители бизнеса, по словам Налича, активно работают над наращиванием торговли. Конечно, для России в период, когда практически во всех сферах произошла потеря поставщиков, крайне важно находить новых экономических партнёров.

Однако нельзя забывать и о проблемах, которые могут поджидать РФ на пути расширения сотрудничества с Алжиром.

На данный момент РФ не входит даже в первую десятку торговых партнёров Алжира, уступая по объёму товарооборота Китаю, США и ряду европейских стран, включая Францию, Италию, Испанию и Великобританию. При этом у алжирской экономики есть ряд ограничений, снижающих её привлекательность для иностранного бизнеса. Это и коррумпированность системы, и социально-политическая нестабильность, и высокий уровень бюрократизации. Так, в Алжире действует закон, запрещающий иностранным компаниям вести бизнес в стране без участия алжирских совладельцев, которым должно принадлежать не менее 51% предприятия. Учитывая, что местный бизнес мало что может привнести в общее дело и в финансовом, и в технологическом плане, но будет забирать более половины прибыли, условия выглядят не слишком привлекательными.

Впрочем, все эти сложности не отменяют большой важности Алжира для России, в том числе в рамках её политики по переориентации своих контактов на юг и восток. В частности, Алжир остаётся третьим в мире покупателем российских вооружений. Две трети товарооборота между странами приходится именно на ВПК. Несмотря на угрозу санкций, Алжир демонстрирует готовность расширять взаимодействие в данной сфере. Чтобы снизить риски введения ограничительных мер со стороны Запада, Алжир, судя по всему, часть сделок заключает через посредников. Однако потребности страны в вооружениях обширны, и очевидно, что от российской продукции Алжир отказываться не собирается. Алжирская армия нуждается в системах ПВО, боевой авиации, подлодках и ракетном вооружении. По предварительным оценкам, общая сумма мегаконтракта, который намереваются подписать власти африканского государства, может составить от 17 до 30 млрд долларов. Следует учитывать, что вся эта военная техника затем будет нуждаться в запчастях и техобслуживании, поэтому российские оборонные предприятия будут обеспечены заказами на десятилетия вперёд. Генерал-лейтенант СВР в отставке Леонид Решетников подтверждает, что алжирские вооружённые силы являются одними из самых боеспособных на континенте, а своим военным сотрудничеством с РФ Алжир демонстрирует свою политическую самостоятельность. В Конгрессе США даже звучали призывы к введению санкций против Алжира за это сотрудничество, но Решетников убеждён, что никаких ограничений принято не будет, поскольку Алжир является важным поставщиком нефтегазовых ресурсов.

К слову, именно с алжирским газом связан самый противоречивый момент сотрудничества двух стран. С самого начала санкционной войны России и Запада Алжир дал понять, что готов увеличивать прокачку природного газа в страны Европы, если поставки российского топлива из-за последствий СВО будут нарушены. Позднее председатель Европейского совета Шарль Мишель подтвердил, что Брюссель нашёл в лице Алжира добросовестного и надёжного партнёра в сфере энергетики. В Минэнерго Алжира по итогам 2022 года сообщили о рекордных объёмах продажи газа за рубеж – 56 млрд кубометров. Львиная доля этих поставок приходится именно на европейские страны, связанные с Алжиром трубопроводами. ЕС собирается увеличивать инвестиции в энергосектор Алжира, причём не только в добычу углеводородов, но и в возобновляемую энергетику. На этом фоне правительство Алжира изучает проект создания инфраструктуры для продажи в страны Европы электроэнергии. Таким образом, Алжир деятельно поспособствовал успешному отказу Евросоюза от российских энергоносителей. Цены на топливо в Европе фактически вернулись к уровню до энергокризиса.

Впрочем, как бы не относились к произошедшему в Москве, обвинять Алжир в чём-либо трудно. Сложно представить себе государство, которое действовало бы вопреки собственным интересам и отказывалось от выгоды там, где она сама идёт в руки.

Конкуренция на энергетическом рынке не должна создавать иллюзии того, что Алжир не может стать близким партнёром РФ в других областях. Тем более что и разногласий с западными странами у него хватает. Достаточно сказать, что США несколько лет назад признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой. Алжир оспаривает эту территорию и решение Вашингтона воспринял крайне негативно. Та же западно-сахарская тема отравляет и отношения Алжира с Испанией. После того, как Мадрид задумался о поддержке марокканского плана урегулирования этого конфликта, Алжир приостановил действие договора о дружбе с Испанией и едва не пошёл на остановку торговли. На отношения с Францией, в свою очередь, влияет тяжёлый опыт колониального прошлого.

Иными словами, ждать перехода Алжира в западный лагерь геополитического противостояния точно не стоит. Что же касается торговли энергоносителями с Евросоюзом и привлечения западных инвестиций, то нейтральные страны на то и нейтральные, чтобы сотрудничать со всеми и не увязывать это сотрудничество с идеологией и глобальной политикой. России следует воспользоваться имеющимися возможностями, ведь помимо ВПК другие сферы сотрудничества с Алжиром развиты сравнительно слабо. Но есть и примеры успеха в других отраслях. Так, в прошлом году произошёл настоящий прорыв в торговле зерном. Поставки российской пшеницы в Алжир выросли втрое. Российское зерно пришло на смену французскому, качеством которого алжирцы оказались недовольны. Этот пример показывает, что потенциал двусторонних экономических отношений действительно велик, и необходимо грамотно им распорядиться.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
брикс, алжир, россия, союзник
Поделиться
Похожие новости