Отношения России и Афганистана в ближайшие 5 лет будут развиваться точечно

Отношения России и Афганистана в ближайшие 5 лет будут развиваться точечно

Фото © «Московская газета»

04.02.2026 в 14:06:00
135

Сотрудничество России и Афганистана развивается, но пока в рамках определённых рисков

В вопросах сотрудничества между Россией и Афганистаном следует в первую очередь ориентироваться на позицию официальных источников, рассказал «Московской газете» член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.

«Как следует из того, что заявил посол Афганистана в России господин Гуль Хасан, центральноазиатское государство ведет работу над увеличением туристического потока из России. В структуре афганского посольства, в том числе в этих целях, функционирует культурный атташе, одной из задач которого является продвижение туристического потенциала Афганистана и взаимодействие с профильными органами Российской Федерации», — сказал эксперт.

Кроме того, отмечается, что официальное признание РФ властей Афганистана снимает правовые препятствия для российских компаний и инвесторов, это расширяет возможности сотрудничества в экономической и торговой сферах. 

«Заявлено, что официальный Кабул готов к проектам с Москвой в области инфраструктуры и в разработке полезных ископаемых в Афганистане. Действительно, по различным оценкам, Афганистан обладает природными ресурсами на сумму более 1 трлн долларов США. В стране насчитывается более 1400 месторождений полезных ископаемых, в том числе энергетических, таких как нефть, газ и уголь, а также золотоносных и других полезных ископаемых, таких как свинец, известняк, драгоценные и полудрагоценные камни, медь, ниобий, кобальт, железо, литий», — рассказал Дмитрий Тортев.

В ближайшие 5 лет отношения России и Афганистана будут развиваться не как большой экономический союз, а как пакет точечных проектов, считает политолог, эксперт по Ближнему Востоку Дмитрий Бридже. Масштабирование возможно только там, где риски ведения бизнеса являются управляемыми. По мнению эксперта, в первую очередь будут востребованы проекты по безопасности и контртерроризму в регионе.

«Для России Афганистан — это прежде всего контур безопасности Центральной Азии и вопросы рисков терроризма, радикализации и наркотрафика. Будут актуальны обмен информацией, координация по угрозам, исходящим от активности запрещённых в России террористических организаций, пограничная антитеррористическая повестка при участии партнёров из Центральной Азии», — сказал политолог.

Второе перспективное направление – торговля базовыми товарами. Афганистану ежедневно нужны топливо, пшеница, растительное масло, медикаменты, промтовары – всё, что необходимо многим странам, имеющим своеобразные политические режимы.

«Параллельно Афганистан экспортирует нишевые товары, сухофрукты, сельскохозяйственную продукцию, минералы. Это не гигантские объёмы, но стабильный рынок, который для двусторонних отношений может показывать быстрый рост на фоне низкой базы. Афганские региональные оценки в 2025 показывают резкий рост торговых оборотов – 13,9 млрд долларов. В 2025 Афганистан провёл диверсификацию маршрутов, торговли, расширяя сухопутные поставки через страны Центральной Азии, используя инфраструктуру Ирана, чтобы снизить зависимость от одного направления логистики», — отметил Дмитрий Бридже.

Для России Афганистан – это доступ к южным рынкам через связку Центральная Азия – Афганистан – Южная Азия – но только там, где есть минимальная предсказуемость и страхуемость рисков, заметил эксперт по Ближнему Востоку. При этом у Афганистана есть потенциал в добыче полезных ископаемых, но реальная монетизация упирается в безопасность, инфраструктуру, право и санкционные риски. Поэтому в будущем вероятны не мегапроекты, а разведка, сервисные контракты, поставка материалов и схемы с минимальным финансовым риском. Отдельная тема – легальные трудовые каналы, гуманитарное взаимодействие: в 2025 обсуждалось расширение трудовой миграции из Афганистана в Россию. Но здесь есть инвестиционные и репутационные риски и санкционные ограничения.

Если сравнивать Афганистан и Иран как восточных партнёров России, то Иран при всей его нынешней нестабильности в этом смысле незаменим, считает политолог.

«Иран — это индустриальная экономика, энергетика, порты, торговые коридоры, многослойная внешняя торговля. Афганистан — гораздо более бедная страна, находящаяся под системными ограничениями, и не заменит Иран как экономический рынок партнёра и индустриальную опору. Но Афганистан может частично компенсировать отдельные элементы, если Иран становится менее предсказуемым, стать дополнительным каналом влияния на центральноазиатском направлении, коммуникационным мостом к ряду треков Южной Азии и площадкой безопасности. Стабильность Афганистана важна и для КНР, в интересах самого Китая и его присутствия в Южной Азии», — заключил Дмитрий Бридже.

Политолог Андрей Серенко в беседе с «Московской газетой» отметил, что Афганистан сегодня остаётся сложным партнёром для внешнеэкономической деятельности. В этой стране сохраняются сложности с обеспечением безопасности, что сдерживает практический интерес иностранных инвесторов. В частности, серия нападений на граждан Китая, которая началась с конца ноября 2025 года в ряде районов Северного Афганистана, где реализуются совместные проекты в сфере золотодобычи, и завершившаяся атакой террориста-смертника на китайских представителей в Кабуле в январе 2026-го, привела к тому, что МИД КНР призвал покинуть Афганистан всех своих граждан. 

«Китай уже несколько лет пытается развивать экономическое сотрудничество с режимом талибов* в Афганистане, но, как видно из последних событий, партнёрство это крайне рискованное, ограниченное и имеет крайне неоднозначные перспективы», — заметил политолог.

Экономическое присутствие России в Афганистане пока скромнее китайского. 

«Неопределенность усиливается признаками внутренней политической турбулентности, которая связана с усилением соперничества разных групп и фракций талибов* между собой за финансовые ресурсы в условиях растущего дефицита источников обогащения. При отсутствии полноценного международного признания, нормальной банковской инфраструктуры и системы страхования бизнеса, крайне слабой стагнирующей экономике, отсутствии индустриальной сферы и хотя бы относительно образованных рабочих и специалистов, при колоссальной нищете (за чертой бедности живёт а 80 процентов населения страны), Афганистан на данный момент является очень сложным партнёром», — заключил Андрей Серенко.

*Талибан, талибы — движение, признанное террористическим и запрещено в России.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Афганистан, Россия, политика, перспективы
Похожие новости