Новость политики

Восьмой год российско-украинского конфликта: абсурд не гасит тревогу

Восьмой год российско-украинского конфликта: абсурд не гасит тревогу

Фото © «Московская газета»

25.01.2022 в 19:45:00
3525

24 января президент Украины Владимир Зеленский на встрече по случаю Дня внешней разведки Украины заявил, что «пора переходить к наступательным действиям по защите национальных интересов». 25 января лидеры стран НАТО согласились ввести беспрецедентные санкции в отношении России в случае её вторжения на территорию Украины. В ближайшие дни президент Франции Эммануель Макрон переговорит по телефону с Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным. «Московская газета» обсудила с экспертами очередное обострение российско-украинской напряжённости в конфликте, который длится с 2014 года

Военная разведка выполняет свои функции только тогда, когда никаких наступательных действий не производит, прокомментировал «Московской газете» заявление Зеленского военный аналитик Александр Гольц.

«Задача военной разведки – дать руководству вооруженных сил и руководству страны максимально полную картину угроз, опасностей, развития военно-политической ситуации. Если получится, предоставить данные о военно-технических достижениях потенциального противника. Это никак не вяжется с призывом к наступательным действиям. Думаю, проблемы российской военной разведки начались ровно с того момента, когда вместо того, чтобы разными путями собирать информацию – агентурным, аналитическим, с помощью радиотехнического перехвата – она приступила к так называемым «активным мероприятиям». Солсберецкие отравления, попытка организовать военный переворот в Черногории и т.д. Надо сказать, что в советские времена военная разведка, главное управление Генштаба, очень строго воздерживалось от подобных действий, это была функция КГБ. Как только военная разведка начинает этим заниматься, она приносит больше вреда, чем пользы», — рассказал эксперт.

Заявление Зеленского, по мнению Гольца, абсолютно абсурдно. Почему же тогда оно сделано на официальном уровне и столь громко прозвучало в медиа?

«Наши СМИ с удовольствием процитируют любую глупость, сказанную Зеленским. А в ситуации чрезвычайно жесткого международного кризиса, когда посольства западных стран сочли возможной эвакуацию своих сотрудников, политики начинают делать опрометчивые шаги и глупые заявления», – считает специалист.

Информация о перемещении российских войск вблизи украинской границы, ставшая постоянным инфоповодом последних месяцев, может быть преувеличенной, однако есть и тревожные новости, предположил собеседник «Московской газеты».

«Никаких собственных сведений по этому поводу у меня нет. Ещё недавно казалось, что западные СМИ, получающие информацию от своих источников в западной разведке, преувеличивают угрозу. Если проанализировать карты, которые публиковали The New Times и Bloomberg, большая часть того, что называется «концентрацией российских войск у украинской границы» – это те войска, которые уже находились в местах постоянной дислокации: с 2014 года Россия разместила на границе с Украиной несколько мощных соединений, в частности, переместив две бригады из Центрального военного округа и превратив их в дивизии. Но сейчас ситуация стала меняться. В начале декабря или конце ноября 2021 года меня очень удивило, что западные СМИ опубликовали данные о возможности удара по Украине из Белоруссии. Тогда никаких российских войск на территории Белоруссии не было. А теперь, ровно по «американской методичке», российские войска из Восточного военного округа в рамках некой внезапной проверки отправились в Белоруссию», – заметил эксперт. Абсурд?

«Это загадочная ситуация. Рискну предположить, что Россия допустила некие специальные «утечки», чтобы напугать своих партнёров», – подчеркнул Александр Гольц, добавив, что вероятность военного конфликта выросла за последние месяцы.

«Есть две парадигмы подготовки к войне. Первая: желая одержать решительную военную победу, потенциальный агрессор готовится втайне, маскируя передислокацию войск какими-то странными объяснениями – так Гитлер готовил вторжение в СССР. Вторая: когда стороны желают продемонстрировать серьезность свои намерений. Когда они желают попугать друг друга. Так происходило накануне Первой мировой войны, когда никто воевать всерьез не хотел, но в какой-то момент, запустив пламя мобилизационного развертывания, стороны перешли к автоматической эскалации и остановиться уже не могли. Спусковым крючком может стать всё, что угодно, любой инцидент», – добавил военный эксперт.

Заявление лидеров стран НАТО о возможности беспрецедентных санкций в отношении России в случае её военного вторжения на территорию Украины – прикрытие для военного сотрудничества с Украиной, отметил в комментарии «Московской газете» политолог, заместитель руководителя Центра политических исследований Фонда развития гражданского общества Максим Минаев:

«Заявлен не военный ответ, что более характерно для альянса НАТО, а дублирование ранее озвученной позиции ЕС, прозвучавшей в Брюсселе. И это лишь прикрытие для потенциального наращивания военно-политического взаимодействия с Украиной, в которое вовлечены члены НАТО. Речь идет о поставках вооружений, самолетов МИ-17, которые первоначально предназначались для Афганистана, но в итоге будут поставлены Украине. Перед нами дипломатическая формулировка, за которой скрывается действие. Украина, конечно, не является членом НАТО. Но речь идет о фактически безвозмездном сотрудничестве, что характерно либо для членов НАТО, либо для стран, у которых есть особый формат сотрудничества, характерных, например, для Пакистана и Египта, которые являются крупными реципиентами американских систем вооружения по программе военной помощи. На дворе 2022 год, украинская тема в повестке с 2014 года, но до крупных систем вооружения дело дошло только сейчас – в первую очередь, военно-транспортных самолетов МИ-17, которые также поставляются Афганистану».

По словам политолога, Россия стоит перед фактом все большей интеграции Украины в систему военно-политических и военно-технических связей, созданных США.

«Такие связи есть у Грузии. В немного иной форме – у Швеции. Грузия выстраивает эти отношения с президентства Саакашвили. На Украине это началось с президентства Ющенко, с 2005 года, в период Януковича это отчасти остановилось и плюс-минус с 2014 года возобновилось. Америка не может интегрировать Украину в НАТО из-за наличия у этой страны территориальных проблем: есть конфликт на Донбассе. У Грузии тоже есть проблемы границ. Но по факту идет создание «пула» государств, негласно привлеченных к НАТО и являющихся ближайшими союзниками НАТО, с перспективой возможного членства. Для США важно повысить обороноспособность Украины и привести ее к стандартам НАТО», – заявил Максим Минаев.

Содержание предстоящих встреч президента Франции Эмануэля Макрона с Путиным и Зеленским будет примерно одинаковым – деэскалация российско-украинского конфликта, считает эксперт.

«Макрон выступает за дипломатическое решение, поиск некоего политического решения по деэскалации украинского кризиса. Это общая линия Парижа как члена Нормандского формата. Макрон предложит им еще раз сесть за стол переговоров, начать консультации на предмет реализации или перезапуска Минских соглашений. Макрон ведет политическую работу как президент, хотя официально еще не анонсировал свое участие в избирательной кампании. Ему нужно выступить на европейской сцене в качестве миротворца и укрепить политический рейтинг в глазах французов; показать, что он занимается решением кризисных вопросов на повестке дня. Я думаю, какой-то эффект действия Макрона дадут, но сложно ожидать, что он сможет единолично изменить вектор российско-украинских отношений. Неопределённость по этому вопросу будет сохраняться и после переговоров. Есть базовая проблема: разные трактовки Минских соглашений. Киев не хочет в полной степени воплощать то, что было подписано в Минске, это для Киева по многим причинам неприемлемо. Вряд ли Зеленский сейчас пойдет на уступки», – отметил заместитель руководителя Центра политических исследований Фонда развития гражданского общества.

Хотя российско-украинская напряженность увеличилась, говорить о какой-либо вероятности военного конфликта сложно, говорит Максим Минаев:

«Схожая ситуация была в апреле прошлого года. На границе с Украиной тогда тоже длительное время находились российские войска. И Киев тоже подтягивал войска к Донбассу. Эта напряженная обстановка присутствует перманентно. Кроме действий Москвы, ставших объектом пристального внимания Запада, надо отметить, что и Украина регулярно перебрасывала войска к юго-восточной территории, обозначая готовность для военного удара. По данным из ДНР и ЛНР, Киев продолжает это делать, что тоже является определенным сигналом. Напряженность существует с февраля 2015 года. Но я не думаю, что в ближайшее время возможна эскалация. В таком виде как сейчас ситуация просуществует около месяца. Дальше все будет зависеть от переговоров: на этой неделе США дадут письменный ответ по гарантиям безопасности. Об этом было озвучено Госсекретарем США Энтони Блинкеном по итогам переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, которые состоялись в Женеве. После этого возможно возобновление незавершенного переговорного процесса. Возможны контакты по линии Путина-Байдена. Не исчерпан потенциал дипломатической коммуникации по предложению Москвы о гарантиях безопасности, мы не видим завершения этого диалога, он не закончен. У Москвы с Вашингтоном идет и другая линия переговоров по противоракетной обороне, ограничению элементов ПРО. Эта линия тоже не исчерпана», — заключил политолог.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, украина, конфликт, обострение
Поделиться
Похожие новости