Новость политики

Зачем России и Ирану нужен всеобъемлющий договор о сотрудничестве

Зачем России и Ирану нужен всеобъемлющий договор о сотрудничестве

Фото © «Московская газета»

01.03.2023 в 17:59:00
5439

Посол Ирана в Москве Казем Джалали рассказал, что есть надежда на подписание уже в этом году всеобъемлющего базового договора о сотрудничестве России и Ирана. О разработке такого документа президент РФ Владимир Путин и верховный лидер Ирана Али Хаменеи договорились ещё в 2020 году, после чего иранская сторона сформулировала его предварительную версию, а затем представители обоих государств стали вносить в соглашение уточняющие правки

По словам дипломата, сейчас последние поправки вносит российская сторона, после чего документ может быть подписан. О том, что такой большой договор необходим и должен быть завершён как можно скорее, летом прошлого года после переговоров со своим иранским коллегой говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он отмечал, что российско-иранские отношения достигли наивысшей точки за всю их историю, а потенциал дальнейшего развития по-прежнему велик. Планируемый договор должен определить вектор этих отношений на ближайшие два десятилетия.

Правда, ранее господин Джалали анонсировал подписание этого договора ещё до конца 2022 года, однако согласование деталей, видимо, потребовало больше времени. Но в целесообразности самого соглашения вроде бы не сомневаются обе стороны.

Кандидат экономических наук Михаил Беляев отмечал, что появление данного договора является следствием объединения экономических и политических сил на Востоке. Впрочем, именно о политической составляющей российско-иранского сотрудничества стоит говорить с осторожностью. Геополитические интересы и позиции Ирана и России по ряду важных проблем не сходятся. Так, Тегеран официально занял нейтралитет в российско-украинском конфликте, а глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил о признании территориальной целостности Украины в её международно-признанных границах.

Однако торгово-экономическое сотрудничество Ирана и России в последнее время действительно вышло на принципиально новый уровень и, по всей видимости, нуждается в институциональном закреплении, которое и может произойти посредством подписания договора о стратегическом сотрудничестве. В 2022 году товарооборот двух стран превысил 4 млрд долларов за 9 месяцев, став рекордным за всю историю. Беляев пояснил, что у Ирана неплохо развиты сельское хозяйство, автомобилестроение, химпром и финансовый сектор. В этих сферах на фоне экономического разрыва с Западом более тесное взаимодействие с Ираном становится для России стратегически важным. Кроме того, Иран может оказать существенную помощь в развитии альтернативных транспортных коммуникаций в обход Европы, также известных под общим названием коридор «Север – Юг». В вопросе развития этого транспортного проекта, который позволил бы России экспортировать свои товары на внешние рынки, а также получать необходимую ей зарубежную продукцию, в том числе по параллельному импорту, координация усилий Ирана и России также необходима. Ведь развитие коридора сопряжено с некоторыми политическими рисками и угрозами безопасности. Так, недавно руководитель платформы геополитического анализа Special Eurasia Сильвия Болтук предположила, что успешному развитию коридора «Север – Юг» может помешать продолжение армяно-азербайджанского конфликта с возможными всплесками боевых действий. Ведь закавказские республики должны стать частью этого маршрута. Недавнее ирано-азербайджанское обострение лишь повышает эти риски, поскольку политическая нестабильность и вероятность вооружённых столкновений не только усложняют саму прокладку транспортных коммуникаций, но и снижают доверие бизнеса к перспективному маршруту и желание им пользоваться. В этой связи стратегическое партнёрство Ирана с Россией, стремящейся сохранять одинаково хорошие отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном, может оказаться полезным с точки зрения урегулирования возможных противоречий в регионе во избежание их перехода в острую фазу.

С точки зрения двусторонних экономических связей подписание всеобъемлющего договора о сотрудничестве также выглядит своевременным, ведь объёмы торговли и количество инвестиционных проектов в ближайшее время обещают только расти. Достаточно перечислить лишь несколько ключевых сфер. После ухода множества западных и азиатских автомобильных марок, чьи модели собирались в том числе в России, ассортимент отечественного авторынка сильно сжался. В этой ситуации иранский автопром готов прийти на помощь. Интерес к российскому рынку ещё в прошлом году проявили два крупнейших иранских автомобилестроительных предприятия Iran Khodro и Saipa. Аналитики «Открытие Авто» предполагают, что при хорошем продвижении и адаптации под местные условия иранские авто могут в течение 5 лет занять до 10% нашего рынка. Причём речь, скорее всего, будет идти не только и не столько о ввозе готовых машин, сколько об их сборке на российских предприятиях.

Председатель Российско-иранского делового совета Владимир Обыденов рассказывал, что иранские производители готовы в достаточно короткие сроки заменить ушедшие бренды в сегментах бытовой химии, средств гигиены, фармацевтики, а также строительных и отделочных материалов. Недавно стало известно, что на российский рынок заходят или готовятся прийти до 20 иранских марок одежды. Варианты большинства из перечисленных товаров, конечно, производятся в самой России, а также привозятся из Китая, Турции или стран СНГ, однако расширение ассортимента позитивно повлияет как на стоимость и качество продукции, так и на развитие торгового бизнеса внутри России. Ведь уход многих брендов оставил пустыми большие торговые площади, которые теперь намереваются заполнить в том числе иранские компании.

Наконец, очень показательным выглядит сотрудничество РФ и Ирана в нефтегазовой сфере. В общем случае две страны были бы безусловными конкурентами, поскольку и Россия, и Иран поставляют нефть и природный газ на мировой рынок и заинтересованы продать как можно больше своих ресурсов по наиболее выгодным ценам. Однако международные санкции, наложенные на Москву и Тегеран, сделали потенциальных конкурентов практически союзниками в нефтегазовой сфере. В прошлом году было заключено несколько важных соглашений о совместной разработке газовых и нефтяных месторождений и строительстве инфраструктуры для экспорта углеводородов на внешние рынки. Доктор политических наук Сергей Жильцов также отмечает, что иранская промышленность способна закрыть потребности России в мощных газовых турбинах. Они необходимы для работы ТЭС, а также могут понадобиться компаниям «Роснефть» и «Новатэк», строящим новые заводы по сжижению газа.

Уровень двусторонних отношений России и Ирана уже стал объектом пристального внимания Запада и привёл к ужесточению санкций ЕС против Ирана. По мнению экспертов, целью санкционного давления является воспрепятствование дальнейшему углублению российско-иранского сотрудничества. Формально причинами введения новых ограничений называются продажа России иранских вооружений и силовое подавление протестов в исламской республике. А недавно иранские юрлица впервые были включены в пакет антироссийских санкций. Фигурантами 10-го пакета санкций ЕС стали 7 иранских компаний военно-промышленного комплекса. В условиях внешнего давления, а также стремительно развивающегося взаимодействия сразу во многих сферах очевидной становится необходимость не точечных или секторальных договорённостей, а некоего общего документа, содержащего в себе принципы и цели российско-иранского сотрудничества в целом. Закономерной реакцией на такую необходимость и стала форсированная разработка всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве, которое, вероятно, имеет реальные шансы на подписание в текущем году.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
россия, иран, сотрудничество
Поделиться
Похожие новости