Новость экономики

Нефтяное эмбарго: пока не критично, но и сухим из него, похоже, не выйти

Нефтяное эмбарго: пока не критично, но и сухим из него, похоже, не выйти

Фото © «Московская газета»

06.06.2022 в 00:13:00
2901

Шестой пакет антироссийских санкций включил в себя поэтапный отказ стран Европы от российской нефти, отключение Сбербанка, Россельхозбанка и др. от международной банковской системы SWIFT, экспортные ограничения в отношении продукции и технологий двойного назначения (это касается российских и белорусских компаний), товаров и технологий для оборонного сектора России, персональные санкции против российских бизнесменов и чиновников, а также прекращение вещания на территории Европы российских телеканалов

«Московская газета» обсудила банковско-энергетическую сторону санкций с экспертами.

«Отключение от SWIFT — несущественно и для Запада, и для России, это скорее показательное действие, — рассказал «Московской» экономист Андрей Мовчан. — А вот по нефти — Россия теряет где-то 20% экспорта, и вопрос, сколько ещё, зависит от того, насколько успешно удастся перенаправить потоки в третьи страны. Очень неопределённая картина, похоже, мы пока не понимаем ни дисконтов на эту нефть, ни как изменятся цены в связи с решением ОПЕК нарастить добычу».

Экономист Дмитрий Прокофьев считает, что отключение от SWIFT — это всё-таки болезненная мера.

«Это демонстрация того, что с российскими финансами не хотят иметь дело — полагает Дмитрий Прокофьев. По его мнению, это затрудняет экономические операции».

Примерно половина российского экспорта нефти и нефтепродуктов — это Европа, сказал в беседе с журналистом «Московской» президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов.

«Мировой рынок так устроен, что, если не появляется новое предложение, потоки перетекают из одного места в другое. Мы видели в последнее время, что Россия увеличивала поставки в Азию, а именно в Индию, а те потоки нефти, которые не поступали из России в Европу, замещались производителями из Ближнего Востока. Основной эффект эмбарго будет связан с изменением конфигурации рынка. Но вряд ли можно считать, что это не имеет никакого значения, что будто бы всё идеально настроится и заработает. Возможно ли, что перенаправление потоков пройдет безболезненно? Не исключено, что какие-то объёмы экспорта, в том числе, по нефтепродуктам, будут потеряны. Bloomberg писал, что Россия может потерять 22 млрд долларов. Это условная оценка. Сложно точно определить ущерб» — отметил собеседник издания.

Российская экономика на какой-то процент обеднеет?

«Смысл санкций в этом и заключается — наносить ущерб российской экономике, особенно по ключевой статье экспорта нефти. Конечно, в ближайшие месяцы этого года ситуация для России сгладится ростом цен на нефть. Даже если потеряются 10% процентов экспорта, её нивелирует такой же рост цены на нефть. Краткосрочного ущерба не будет. Но не надо экстраполировать то, что происходит сейчас на следующие 3-5 лет. Ситуация может измениться. Высокие цены на нефть являются плохим фактором для стран-потребителей, для того же Евросоюза. Может наступить мировой экономический спад. И тогда цены на сырьё в любом случае пойдут вниз. Сейчас Россия зарабатывает на нефти. А что будет через год? Надо же и об этом думать», — добавил Марсель Салихов.

Президент Института энергетики и финансов заметил, что сейчас Россия реализует перенаправленные потоки нефти со скидкой, а это уже напоминает упущенную выгоду.

«Россия предоставляет третьим странам дисконт 30 долларов за баррель. Стоимость нефти марки Brent составляет 120 долларов за баррель. Urals — 90. В прошлом году Urals стоил 65 долларов за баррель. Если сравнивать с прошлым годом, то мы в «плюсе». В то же время сейчас мы могли бы продавать нефть по 120 долларов за баррель, но не можем из-за того, что нужно предоставлять скидку. Да, нефтегазовые доходы и стоимость экспорта выше, чем в прошлом году. Но прошлый года был восстановительным после пандемии, цены тогда только росли», — пояснил Салихов.

Впоследствии, могут быть какие-либо потери?

«Возможно, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию: например, если Саудовская Аравия увеличивает добычу, наступает мировой экономический кризис, спрос на нефть снижается, цены на нефть снижаются, а они могут снижаться стремительно», — предположил эксперт.

Может ли случиться так, что перенаправление сырьевых потоков столкнётся с инфраструктурными сложностями?

«Может. Но здесь нужно разделять нефть и газ. По газу нет возможности перенаправить потоки на другие рынки — нужно создавать новую инфраструктуру, прокладывать трубопровод. Транспортировка нефти — более лёгкая. Это морские перевозки, в основном танкерами. Есть ещё нефтепровод «Дружба», но это только 20% российского экспорта в Европу. А инфраструктура морских перевозок нефти в ЕС через северо-западные порты или через Новороссийск на юге уже есть. Но важно не только доставить нефть в порт. Время транспортировки в ЕС составляет неделю-две. Доплыть до Индии — месяц. Если раньше можно было разгрузить один объём нефти одним танкером, то теперь нужно два. Потребность в танкерах возрастает из-за увеличения транспортного плеча. Плюс, разнообразные платежи, страхование грузов. Это тоже всё усложняет. Пока все эти логистические вопросы перебиваются скидкой на нефть: 30 долларов всё окупят. Я думаю, все эти проблемы постепенно будут решаться», — пояснил эксперт.

Если от российской нефти Европа настроена отказаться, то от российского газа — не так решительно?

«Европейцы понимают, что эмбарго на газ они ввести не могут. Но они намерены постепенно отказаться от российского газа — говорит Марсель Салихов. — Официальный план Еврокомиссии — сделать это до 2027 года. Может быть, это будет не 2027 год, а 2030. Возможно, какие-то объёмы поставок газа сохранятся. Но то, что долгосрочно объёмы поставок российского газа в Европу будут снижаться в этом году, в следующем и так далее — это пока что так».

По словам экономиста, в первую очередь, для перенаправления потоков газа нужен газопровод «Сила Сибири-2». Но здесь пока вопрос не решён: «Все понимают, что нужно как-то договориться с Китаем, но результат пока непонятен. Есть поручение президента, но пока не видно, что что-то происходит. Ещё один крупный потребитель российского газа — Турция. Анкара готова быть посредником: закупать газ из России и проталкивать его в Южную Европу. Есть Центральная Азия — Узбекистан, Казахстан. Пока «Газпром» продавал газ в Европу все эти рынки не являлись приоритетными. Но сейчас они, похоже, должны становиться такими. А чтобы перенаправить газовые потоки, необходимо строить инфраструктуру и, в первую очередь, газопровод «Сила Сибири-2».

В краткосрочной перспективе российский бюджет справится с нефтяным эмбарго, но в дальнейшем Россия может стать зависимой от третьих стран в вопросах нефтяного экспорта, не исключил экономист Дмитрий Прокофьев.

«Если страны Юго-Восточной Азии станут единственными покупателями российской нефти, то могут получить преимущества, с помощью которых будут «выкручивать руки» своим российским партнёрам. Из отрасли, которая была основным генератором валютной выручки, наш нефтегазовый сектор может стать отраслью, которая, вполне возможно, столкнётся с серьёзными вызовами. Китай и Индия могут воспользоваться сложившейся ситуацией, например потребовать больших скидок», — сказал экономист.

По словам Дмитрия Прокофьева, эмбарго касается также и нефтепродуктов.

«Российские нефтеперегонные заводы выпускают очень много побочных нефтепродуктов вроде мазута, которые они раньше очень успешно продавали в Европу, покрывая свои издержки. Заводы можно модернизировать, но это не быстрое дело, да и трубопроводы в Китай быстро не построишь», — заметил собеседник издания.

Экономист оценил возможные последствия для России в случае решения стран ОПЕК увеличить добычу нефти.

«Россия перестаёт быть полноценным партнёром для стран ОПЕК. Если ОПЕК увеличит добычу, чтобы заместить российскую нефть и обвалит этим цены на «черное золото», это может вытеснить страну с нефтяного рынка», — отметил Дмитрий Прокофьев, добавив, что нефть из подсанкционных стран продолжает продаваться, но за очень небольшие деньги, обогащая тех, кто этим непосредственно занимается, но при этом вклад в бюджет страны значительно снижается. Иран продавал свою нефть со скидкой 80%.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, эмбарго, санкции, шестой пакет
Поделиться
Похожие новости