Новость экономики

Откуда придут инвесторы? Госдума готовит правовую базу для особой экономической зоны на Курильских островах

Откуда придут инвесторы? Госдума готовит правовую базу для особой экономической зоны на Курильских островах

Фото © «Московская газета»

22.02.2023 в 20:04:00
3104

Комитет Госдумы по бюджету рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект, предусматривающий создание на Курильских островах особой экономической зоны. Вопрос о Курилах был включён в законопроект об ОЭЗ в Магаданской области в качестве поправки

Директор департамента таможенной политики Минфина РФ Никита Золкин, презентовавший депутатам эту поправку, объяснил, почему Курильские острова не могут обзавестись особой экономической зоной посредством отдельного закона. Согласно правовым нормам ЕАЭС, число территориальных зон с таким режимом не может превышать трёх. Такие зоны уже созданы в Крыму и Калининградской области, а теперь готовятся к принятию и для Магаданской области. Чтобы бизнес на Курилах мог пользоваться теми же послаблениями, их пришлось присоединить к ОЭЗ Магадана. Введение такого режима будет означать, что предприниматели на Курильских островах будут освобождены от налога на прибыль, а также смогут пользоваться упрощённым режимом таможенного оформления товаров и иными процедурами свободной таможенной зоны.

На Курилах проживает всего около 20 тыс. человек. Но благодаря близости к азиатским рынкам и стратегическому географическому положению, а также наличию ряда природных ресурсов эта территория давно стала объектом особого внимания государства, стремящегося ускорить её социально-экономическое развитие. С этой целью уже была разработана соответствующая федеральная целевая программа до 2025 года, а с 2017 года Курильские острова получили статус территории опережающего развития. Однако, очевидно, для успешного развития Курил необходимы не только внутрироссийские ресурсы, государственные и частные, но и внешние инвестиции. На их привлечение и направлен проект организации особой экономической зоны с упрощённым таможенным и налоговым режимом.

Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что наиболее перспективными для инвестирования являются рыболовство и рыбопереработка, энергетика и добыча полезных ископаемых. Также на Курилах можно организовать инфраструктуру для привлечения туристов, в основном любителей активного отдыха. Из полезных ископаемых на Курилах обнаружены месторождения серебра, золота, железа и титана, а также ряда редкоземельных металлов, в том числе рения, использующегося и в оборонной промышленности.

О планах создать ОЭЗ в ходе своей рабочей поездки на Курилы ещё в 2021 году объявил премьер-министр Михаил Мишустин. Причём тогда этот проект позиционировался как направленный именно на привлечение японского бизнеса. Западных партнёров и партнёров из других стран Мишустин упомянул лишь во вторую очередь, а в начале сказал о привлечении именно японских предпринимателей. Эксперт Общества «Россия-Япония» Олег Казаков объяснял такую японоцентричность проекта особой экономической зоны тем, что Москва нацелена на налаживание отношений с Токио и хочет сгладить вопрос спорных территорий.

Япония не признаёт отторжение южных Курил со времени окончания Второй мировой войны, когда СССР включил их в свой состав. В 1956 году была подписана советско-японская декларация, предполагавшая возвращение Японии острова Шикотан и гряды Хабомаи в обмен на заключение мирного договора. Но дальше этого процесс не пошёл. В последние годы президент РФ Владимир Путин часто говорил о том, что нам нужен российско-японский мирный договор, который юридически поставил бы точку во Второй мировой войне и исключил бы из двусторонних отношений деструктивный фактор спорных территорий. Япония в ответ требовала вернуть ей все северные территории, как в японской политико-административной системе именуются Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Казаков отмечает, что Москва за счёт вовлечения Японии в экономическое и гуманитарное сотрудничество надеялась постепенно смягчить условия Токио и всё-таки прийти к заключению мирного соглашения. По словам эксперта, японский бизнес также заинтересован в укреплении интернациональных связей и может увидеть хорошие перспективы в расширении своего присутствия на Курилах.

Впрочем, похоже, что японские власти отнеслись к инициативам российской стороны без большого энтузиазма. Позитивных оценок по поводу ОЭЗ от официального Токио так и не последовало, а вот дипломатический протест по поводу визита российского премьера на острова, которые Япония считает своими, поступил незамедлительно. Востоковед Валерий Кистанов констатировал, что крупному транснациональному бизнесу из Японии на Курилах негде развернуться, а малые и средние предприниматели не станут действовать наперекор позиции государственной власти. По мнению политолога, японский бизнес в больших масштабах зашёл бы на Курилы лишь в том случае, если бы эти территории не находились под российским контролем, однако такой вариант неприемлем уже для Москвы.

Тем не менее до 24 февраля определённые, пусть и довольно призрачные надежды на продуктивное российско-японское сотрудничество по Курилам оставались. Однако после начала СВО Япония однозначно поддержала позицию западных партнёров и ввела полный набор антироссийских санкций. В конце марта МИД России обнародовал список ответных мер на недружественные, с точки зрения Москвы, действия японской стороны. Россия вышла из переговоров по мирному договору с Японией, разорвала соглашение по безвизовому въезду на Курилы японских граждан, родившихся на этих территориях, и прервала диалог по налаживанию совместной хозяйственной деятельности. Быстро пошло на спад и торгово-экономическое сотрудничество двух стран в целом. За 2022 год свыше 60% японских компаний, работавших в РФ, частично или полностью приостановили свою деятельность. Так что о привлечении японских инвестиций в обозримом будущем, похоже, можно забыть. То же самое относится и к гипотетическому приходу на Курилы европейских и других западных компаний.

Конечно, в связи с такими изменениями эффект от введения особой экономической зоны может оказаться меньшим, чем ожидалось. Но совсем безрезультатными эти меры также не окажутся. В конце 2021 года полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев пригласил к участию в развитии Курил южнокорейский бизнес. У такого сотрудничества теоретически могут быть перспективы, тем более что Республика Корея занимает ведущие позиции в судостроении и ряде технологических отраслей. И в этом случае, как и во многих других, дело вряд ли обойдётся без главного экономического партнёра РФ последнего времени – Китая. Профессор Института стран Востока Анатолий Кошкин отмечал, что весьма полезной может стать практика сдачи в аренду китайским предпринимателям участков земли на Курилах для ведения хозяйственной деятельности, разумеется, с соблюдением всех требований законодательства. Позднее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков действительно сообщил об интересе иностранных инвесторов к проектам на Курилах, причём не только китайских, но и индийских. Правда, подробности этих заявок министр тогда приводить не стал.

Таким образом, совсем без иностранных инвесторов Курилы вряд ли останутся, просто география их происхождения несколько изменится. И если режим особой экономической зоны будет реализован на практике, острова могут получить дополнительный импульс развития, в том числе за счёт беспошлинного ввоза зарубежного оборудования для местных промышленных предприятий. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко заявлял, что за счёт предложенных таможенных и налоговых послаблений удастся удвоить, а возможно и утроить мощности рыбопромышленного комплекса, а также развивать на островах туризм. Иными словами, иностранные инвестиции действительно очень нужны этой небольшой, но важной для страны территории со сложными погодными и транспортными условиями, но и с большим экономическим потенциалом. И какой-то объём таких инвестиций, вероятно, всё же удастся привлечь.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
курилы, госдума, инвесторы
Поделиться
Похожие новости