Новость экономики

Российский бизнес может оказаться в непростой ситуации из-за удешевления товаров

Российский бизнес может оказаться в непростой ситуации из-за удешевления товаров

Фото © «Московская газета»

20.04.2025 в 10:26:00
149

Стоимость товаров в российских магазинах начала снижаться на фоне усиления национальной валюты, пишет gazetametro.ru. Это создает непростую ситуацию для отечественного бизнеса, считают эксперты

Стоимость товаров в российских магазинах начала постепенно снижаться на фоне укрепления рубля. Данный тренд коснулся как отдельных торговых сетей, так и отечественных маркетплейсов. Эксперты рассказали, как снижение цен на прилавках может сказаться на бизнесе.

«Укрепление рубля и вызванное им снижение цен на импортные товары, в том числе электронику, безусловно, создает непростую ситуацию для российского бизнеса. Компании оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны, падение розничных цен может привести к некоторому оживлению потребительского спроса, особенно в сегментах с высокой эластичностью. Однако этот эффект вряд ли будет значительным в условиях общего снижения реальных доходов населения. Кроме того, бизнесу придется пожертвовать частью маржи, чтобы удержать конкурентные цены. С другой стороны, затраты предприятий, номинированные в рублях, остаются высокими или даже растут. Это относится к аренде помещений, коммунальным платежам, зарплатам персонала. Таким образом, снижение выручки из-за падения цен бьет по прибыли бизнеса. Особенно уязвимы здесь компании малого и среднего размера с невысокой диверсификацией и ограниченным запасом прочности. Еще один важный фактор — это ужесточение кредитных условий. В целом укрепление рубля — это серьезный вызов для предпринимателей. Несмотря на отдельные позитивные эффекты, в краткосрочной перспективе большинство компаний, скорее всего, окажется в проигрыше из-за падения маржинальности и прибыли», — отметил в беседе с «Московской газетой» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.

По словам доцента кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Юлии Косенковой, происходящее в настоящий момент снижение цен на импортную продукцию в магазинах не наносит ущерба торговым организациям. Оно обусловлено снижением себестоимости закупаемого импортного товара за счет укрепления курса рубля. Как следствие, может снижаться и размер торговой наценки в абсолютном значении (он остается таким же в процентах от закупки, а т.к. закупочная стоимость снижается, то и наценка тоже имеет возможность для некоторого снижения).

«Поскольку тарифы, стоимость аренды, величина заработной платы не имеют тенденции к снижению, сохранение торговой наценки на прежнем уровне в абсолютном значении позволяет хотя бы частично покрывать рост косвенных расходов. Основной положительный момент для торговых организаций заключается в том, что в целом снижение цен в магазинах позволяет активизировать покупательский спрос. Некоторые покупатели откладывали приобретение товара по мотивам цены. Другие — в рамках заложенного потребительского бюджета смогут приобрести больше товаров, чем рассчитывали изначально. В любом случае, торговля активизируется, оборачиваемость средств у бизнеса вырастет, что является немаловажным фактором», — сказала эксперт.

«Торговые сети и отечественные маркетплейсы всегда закладывают определенный процент риска при формировании плана по прибыли, что позволяет им варьировать цену как с целью привлечь покупателей, так и обойти конкурентов. Так и в ситуации с укреплением рубля. Заметив снижение стоимости импортируемой электронной и бытовой техники, компании незначительно уменьшив стоимость, таким образом обернули свой рыночный ход в «красивую рекламную обертку» и, выгодно, продали то, что возможно давно залежалось на складе, обеспечив массовый ажиотаж. Поэтому, вряд ли предприятия потеряли, скорее, приобрели на количестве», — отметила доцент РГУ СоцТех, член Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ Инна Литвиненко.

Приходится просчитывать каждый шаг

«Снижение цен может оживить спрос. Люди начинают увереннее тратить, особенно на повседневные вещи. Это может подстегнуть продажи — хороший сигнал для ритейла. Но если смотреть со стороны самого бизнеса — не всё так радужно. Цены снижаются, а вот издержки никуда не деваются. Аренда, коммуналка, зарплаты — всё растёт. Получается, что маржа уменьшается, что особенно бьёт по малому бизнесу. Поэтому тренд вроде и позитивный, но работать всё равно приходится с оглядкой и просчитывать каждый шаг. Тренд на снижение стоимости товаров может по цепочке повлиять и на другие сферы бизнеса, особенно в тех отраслях, где есть закупки — тот же общепит, логистика, сфера услуг. Если продукты или сырьё становятся доступнее, это даёт чуть больше манёвра: можно, например, не поднимать цены для клиентов или вложиться в развитие. Но, например, на аренде это быстро не отразится. Коммерческая недвижимость живёт своей жизнью. В Москве высокая аренда и высокая конкуренция. Если помещение в хорошем месте — на него и спрос высокий, и стоимость держится. Так что, ждать, что всё вокруг начнёт дешеветь — точно не стоит. Но если тренд на снижение цен сохранится, предпринимателям станет проще планировать и договариваться, в том числе по аренде и другим затратам», — рассказал «Московской газете» депутат Мосгордумы Александр Даванков.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
бизнес, ритейл, цены, экономика
Поделиться
Похожие новости