Новость экономики

Следует ли ожидать ужесточения денежно-кредитной политики Центробанком?

Следует ли ожидать ужесточения денежно-кредитной политики Центробанком?

Фото © «Московская газета»

28.06.2023 в 11:00:00
2385

Повышение ставки ЦБ РФ во втором полугодии более чем вероятно, поскольку едва ли удастся избежать ускорения инфляции. Следует опасаться сразу нескольких проинфляционных рисков. Среди них возможны такие, как ослабление национальной валюты, восстановление потребительского спроса (во многом за счет роста потребкредитования), а также рост госрасходов, сообщила «Московской газете» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»

Накануне стало известно, что ВТБ допустил повышение ставки Банка России уже во втором полугодии против нынешних рекордно долго фиксируемых 7,5% . Об этом заявил журналистам зампредседателя правления банка Дмитрий Пьянов.

Насколько это реально, не приведет ли к угасанию потребительского спроса, в частности, потребкредитования, то есть в итоге к торможению экономики? С другой стороны, усиление риторики, в частности, со стороны ЦБ о возможном ужесточении денежно-кредитной политики — можно ли это расценивать как сигнал, что существуют риски разгона инфляции и выходе ее за пределы целевых параметров (4% в 2024 году)?

«На наш взгляд ожидания повышения ключевой ставки во второй половине 2023 года являются вполне обоснованными. Помесячные темпы роста потребительских цен с корректировкой на сезонность в мае существенно увеличились, причём в наиболее устойчивых компонентах ускорение оказалось более существенным, что свидетельствует о нарастании инфляционного давления в экономике. Годовая инфляция по итогам мая также перешла к росту. Анализируя оперативные данные о недельной динамике цен в июне, мы приходим к выводу, что указанные тенденции сохраняются, хотя в ближайшее время они в некоторой степени могут быть замаскированы удешевлением плодоовощной продукции на фоне поступления нового урожая. Учитывая лагированный характер воздействия денежно-кредитной политики на экономику и высокую инерционность ценовых процессов это может создать угрозу для возвращения инфляции к цели в 4% по итогам 2024 года, в связи с чем мы также прогнозируем начало цикла повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях Совета директоров Банка России. При этом опасения относительно угасания потребительского спроса и остановки потребкредитования, по нашему мнению, являются значительно преувеличенными: напротив, последние 3 месяца демонстрируют увеличение выдач необеспеченных кредитов, а также рост потребительской уверенности и активности населения. Согласно данным последнего опроса об инфляционных ожиданиях доля тех, кто предпочитает тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров выросла до 31%, что является максимумом с октября 2018 года», — сказал «Московской газете» Игорь Сафонов, экономист, эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

«Тут, собственно, ВТБ лишь повторяет заявления ЦБ. А там, соответственно, связывают вероятность повышения ключевой ставки с основным фактором – опасениями ускорения инфляции. Насколько такие опасения обоснованы, судить сложно, пока сохраняется динамика снижения инфляции в России. Да, инфляция во многих странах мира, в том числе и развитых, остаётся на высоких уровнях. Но с учётом растущей изоляции России от западных рынков её влияние на нашу экономику невелико. Да, в первые месяцы года падал объём экспортных доходов, что сулило бюджету дефицит и могло вынудить Минфин наращивать эмиссию. Но сейчас эта тенденция сократилась, хотя уровень цен на нефть остается низким. Если действительно эта тенденция получит развитие, инфляция действительно может вырасти, что вынудит ЦБ повышать ставки», — поделился своим мнением с изданием Артём Шахурин, эксперт ИК «ИВА Партнерс».

«9 июня на очередном заседании Банк России в шестой раз подряд принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5%. Вместе с тем, сигнал регулятора был ужесточен – теперь ЦБ «допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее», тогда как в прежних формулировках ЦБ говорил, что «на ближайших заседаниях будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее». На пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина подтвердила эту интерпретацию — «с нашего апрельского заседания проинфляционные риски возросли, а значит и увеличилась вероятность повышения ключевой ставки. Мы допускаем возможность ее повышения на ближайших заседаниях». При этом шаг повышения будет зависеть от экономических данных и их влияния на прогноз инфляции. По словам Набиуллиной, ЦБ на июньском заседании «предметно» рассматривал вариант повышения ставки, по шагу предлагались варианты в диапазоне 0,25-0,75 п.п. Ближайшее заседание ЦБ состоится 21 июля, оно будет сопровождаться обновлением макропрогнозов и прогнозной траектории средней ключевой ставки. На наш взгляд, вероятность повышения ключевой ставки на этом заседании в пределах 50 б.п. высока, но решение будет приниматься ближе к заседанию, исходя из экономических данных», — сказала «Московской газете» аналитик Ольга Беленькая.

 Какие основания для ужесточения денежно-кредитной политики имеются у Центробанка?

 «Аргументы за повышение ставки – ожидаемое ЦБ ускорение инфляции до конца года вследствие реализации нескольких проинфляционных рисков – эффекта от ослабления курса рубля, восстановления потребительского спроса (в том числе за счет ускорения роста кредитования), ускоренного роста госрасходов. Усиливающийся дефицит рабочей силы – фактор, который заметно беспокоит ЦБ как проинфляционный риск. Безработица опустилась до исторического минимума (3,3%). Конкуренция бизнеса за работников способствует сохранению повышенных темпов роста зарплат, теперь и в реальном выражении (благодаря замедлению инфляции). С одной стороны, это один из факторов, способствующих повышению потребительского спроса, а с другой – рост издержек бизнеса, не компенсируемый ростом производительности труда. ЦБ опасается «перегрева» в экономике, т.е. ситуации, в которой предприятия не смогут увеличить выпуск в размере, необходимом для удовлетворения растущего спроса, что приведет к ускорению роста цен и выходу инфляции за рамки цели. На последнем заседании ЦБ увидел признаки некоторого смягчения денежно-кредитных условий, хотя по-прежнему пока оценивает их как нейтральные. Данные за май показали ускорение темпов роста розничного кредитования. Темпы роста банковского кредитования складываются выше, чем предполагалось в апрельском прогнозе ЦБ на 2023 год (требования к организациям +9-13%, к населению +11-15%, в том числе ипотека +13-17%). С марта заметно активизировался рост розничного кредитования – в марте-мае его темпы составляли 1,7-2% (м/м) и по итогам мая ускорились до 15,4% (г/г). Ипотека третий месяц подряд растет темпами 2,1-2,2% (м/м) и в годовом выражении увеличилась в мае на 20,8% г/г, рост потребительских кредитов весной также перешел к уверенному росту (1,2-1,7% (м/м), по итогам мая 10,3% (г/г)), ускоренными темпами растет автокредитование (отложенный спрос на автомобили). ЦБ связывает ускорение роста розничного кредитования с ростом спроса потребителей на кредиты, а также со смягчением банками условий кредитования, и отмечает, что «восстановление потребительского кредитования (прирост ~13% за последние 12 месяцев с учетом списаний и продаж) несколько опережает номинальный рост заработной платы (~11%), что вызывает опасения». Для охлаждения темпов роста с 1 июля вступает в силу ужесточение макропруденциальных лимитов на потребительские кредиты, а с 1 сентября – повышение макропруденциальных надбавок», — отметила аналитик.

Значит вопрос о повышении ставки заранее предрешен?

«В то же время есть аргументы в пользу сохранения ставки без изменения в июле – умеренные текущие темпы инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Новый опрос инФОМ фиксирует снижение инфляционных ожиданий населения (до минимума с марта 2021 года) и ценовых ожиданий предприятий, хотя, по мнению ЦБ, эти ожидания все еще находятся на повышенном уровне по сравнению с 2017-19 гг., когда инфляция была вблизи 4%. Но одновременно опрос показал рост склонности населения к потреблению – так ЦБ оценивает повышение до максимума с октября 2018 года доли опрошенных, предпочитающих не откладывать свободные деньги, а тратить их на покупку дорогостоящих товаров. Доля тех, кто предпочитает сберегать, снизилась до 51,1% (-2,6 п.п. к маю) – все же таких пока большинство. ЦБ уже несколько раз пояснял, что решения по ставке будут определяться необходимостью вернуть инфляцию к цели 4% в 2024 году с учетом прогноза ее ускорения до конца текущего года до 4,5-6,5%. Из-за длительных временных лагов влияния решений по ДКП на экономику и инфляцию центральные банки вынуждены принимать решения по ставкам, ориентируясь на только на текущую инфляцию, но даже в большей степени – на ее прогнозы. Возможно, к июльскому заседанию уже появятся проектировки бюджетной политики на ближайшие 3 года, что может дать больше ясности в отношении планов бюджетной консолидации – более мягкая бюджетная политика по сравнению с тем, что заложено в текущем базовом прогнозе может стать серьезным аргументом для более высокой траектории ключевой ставки ЦБ», — отметила Ольга Беленькая.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
центробанк, денежно-кредитная политика, ставка
Поделиться
Похожие новости