Новость экономики

В РФ оценили вероятность снижения цен в случае возвращения западных компаний

В РФ оценили вероятность снижения цен в случае возвращения западных компаний

Фото © «Московская газета»

06.02.2025 в 09:47:00
307

Финансовые аналитики рассказали, стоит ли ждать снижения цен в случае возвращения в Россию западных производителей, что будет с рынком и как отреагируют россияне

Вероятно, возвращение западных брендов не приведет к снижению цен. Эти компании вернутся не как «старые друзья», а как коммерческие игроки, учитывающие новый уровень инфляции, валютные риски и условия ведения бизнеса. Более того, учитывая ослабления рубля и изменившуюся структуру логистики, цены могут быть даже выше, чем до 2022 года, отметил в беседе с «Московской газетой» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Если санкции будут отменены, и иностранные бренды вернутся (продуктовые, мебельные, одежда, обувь, автомобили), смогут ли они снова завоевать сердца россиян, наполнить прилавки и салоны качественной продукцией, и будет ли это способствовать снижению цен?

«Отмена санкций и возвращение иностранных брендов могли бы значительно повлиять на российский потребительский рынок, но следует учитывать, что западные компании не просто покинули российский рынок: они перестроили свою логистику, подписали новые контракты и нашли альтернативные рынки сбыта. Возвращение на российский рынок требует не только политического решения, но и экономической целесообразности. Более того, многие компании продолжают поставлять продукцию на российский рынок через механизмы серого импорта, через онлайн-платформы», — добавил Кабаков.

Будут ли россияне рады и, главное, готовы платить за вернувшиеся западные качественные товары, или уже пути назад нет и люди привыкли к всему хоть порой и не очень качественному, но относительно дешевому?

«Во многих сегментах, особенно в продуктах питания и одежде, российские компании и китайские поставщики уже заняли освободившиеся ниши. Хотя качество зачастую уступает западному. За два года у покупателей выработалась привычка к этим товарам. Тем не менее, в премиальных сегментах, таких как автомобили, бытовая техника и косметика, западные бренды по-прежнему остаются более желанными и вполне доступными. Стоит учитывать, что для значительной части населения рост реальных доходов не позволяет легко вернуться к дорогому импорту. Однако те, кто всегда выбирал качество (средний и премиальный сегменты), скорее всего, будут рады офлайн магазинам», — отметил аналитик.

«После ухода западных брендов с российского рынка у людей сформировалось несколько моделей поведения: покупать их через байеров в Европе; находить похожие бренды (назовем их аналогами); путем проб и ошибок подбирать новые варианты, в т.ч. из российских марок. Поэтому позиция потребителей при возвращении ушедших компаний будет складываться с учётом ценовых предложений и рекламных акций, особенно на волне появления новых игроков на рынке, которые могут привлечь интересными скидками и расширенным количеством дополнительных услуг», — сказала изданию доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Насколько просто ушедшим брендам будет вернуть утраченные позиции на рынке в случае отмены санкций? Может ли этому способствовать то обстоятельство, что импортозамещение (и ориентация на Китай) далеко не во всем оказалось приемлемым для потребителей, как нас нередко пытались убедить?

«За последние годы импортозамещение и переориентация на новых поставщиков, прежде всего из Китая, существенно изменили ландшафт рынка. Местные производители заполнили ниши, оставленные ушедшими западными компаниями. Однако, как показывает практика, далеко не всегда им удается обеспечить тот уровень качества и разнообразия ассортимента, к которому привыкли потребители. Зачастую снижение цен достигается за счет упрощения технологий и материалов. Теперь давайте представим, что санкции будут сняты и глобальные бренды вновь получат доступ к российскому рынку. Вероятно, их маркетинговые стратегии претерпят значительные изменения. Одни компании могут сделать ставку на восстановление своей репутации через предложение товаров премиального качества. Другие, напротив, адаптируются к новым реалиям и предложат более бюджетные линейки. В любом случае им потребуются серьезные инвестиции в рекламу и восстановление лояльности клиентов», — сказал «Московской газете» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.

Насколько «триумфальным» может быть это возвращение с точки зрения российских потребителей?

«За годы санкций люди привыкли к новым паттернам потребления. Многие оценили преимущества более дешевых товаров, пусть и не самого высокого качества. Доходы населения остаются под давлением, поэтому фактор цены будет играть ключевую роль. Возможно, произойдет сегментация: обеспеченные потребители легче вернутся к привычным предпочтениям, а массовый сегмент по-прежнему будет экономить. Что касается цен, то я бы не ждал их резкого снижения с возвращением западных игроков. Им нужно будет компенсировать издержки ухода и упущенную выгоду. К тому же, рубль остается волатильным. Не исключено, что всплеск спроса на статусные товары даже подхлестнет инфляцию в краткосрочной перспективе. Лишь постепенно, под давлением конкуренции, цены на сопоставимые по качеству категории начнут выравниваться. Если попытаться экстраполировать эти тенденции в будущее, я бы предположил, что в долгосрочной перспективе мы увидим более разнообразный, многоукладный рынок. Западные бренды, локальные производители и китайские компании займут свои ниши, предлагая товары для разных аудиторий и кошельков», — резюмировал эксперт.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
цены, производители, рынок, бренды
Поделиться
Похожие новости