Новость культуры

Мистика Пиковой дамы

23.01.2017 в 19:26:00
3773

В музее «П.И. Чайковский и Москва» (филиал Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки) с 11 января по 19 февраля проводятся экскурсии по выставке «Пиковая дама. Мистика и реальность».

На выставке представлены экспонаты из фондов нескольких музеев: Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им М.И. Глинки, Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского (г. Клин), Музея Государственного академического Большого театра России, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Поэтому, сразу отметим, выставка получилась на редкость интересная и с некоторыми экспонатами мы вас сейчас познакомим. 

Дневник Назара Литрова

фото1

Собираясь поехать во Флоренцию, чтобы уединиться для работы над оперой «Пиковая дама», Чайковский берет с собой слугу своего брата Модеста Ильича – Назара Литрова. Вообще-то, Пётр Ильич всегда ездил со своим слугой, но в этот раз у того приболела жена и вместо него поехал Назар Литров. Необразованный, но грамотный Назар имел привычку вести дневник. Благодаря этой его привычке, а также природной наблюдательности, мы имеем сегодня описание того состояния, в котором находился композитор, когда работал в Италии над «Пиковой дамой». Погруженный в работу, Пётр Ильич не замечает как прошла ночь, наступило утро, и зажигает свечи у фортепьяно.  «…В голове – далече с руками не сходно. Наверно в эту минуту в голове роились рой музыкальных ноток, и они ловили и выпущали и несколько вместе соединяли, и в это время и рукам была нужна работа, – что они несознательно и зажгли во время ясного дня эти свечи» (Литров Н.Ф. 27 февраля 1890 года).

фото 2 (5)

Гипсовый бюст графини. Ф.С. Петрова в роли графини.

Автор – Исидор Фрих-Хар (один из тех прекрасных ваятелей, кому мы обязаны своей любовью к ВДНХ) можно назвать «изюминкой» экспозиции. Его мало кто видел.

фото 3 (5)

фото 4 (3)

Помогли ли Печковскому экскурсии в сумасшедший дом?

Арию Германа исполняли многие выдающиеся певцы, но только один из них подошел к изучению этой роли, как к серьезной научной работе. Это блистательный тенор Николай Печковский. Он служил в Мариинском театре, в ту его эпоху, когда театр назывался Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета им. С.М. Кирова. Печковский, готовясь к роли Германа, около двух месяцев посещал психиатрические клиники, наблюдал, с разрешения администрации, за пациентами, консультировался с психиатрами по интересующим его вопросам. «Герман жил во мне всегда» – признавался он коллегам.

Музыковед и историк оперы В. М. Богданов-Березовский находил его исполнение образцом психологической драмы: «И пение, и игра Печковского были пронизаны глубоким чувством, исполнены психологической правды. Интонационный строй, и ритмический пульс партии резко изменялся от картины к картине, эмоционально накаляясь, точно так же, как пластинка, вначале сдержанная, затем становящаяся порывистой, моментами пароксической. Пожалуй, ни у одного из других исполнителей роли Германа я не слышал такого изобилия оттенков выразительности в пределах какой-нибудь небольшой фразы».

На выставке представлены: портретна фарфоровая статуэтка Николая Печковского и его портрет на вазе, изготовленные на Ленинградском заводе.

Но не только Печковский, но и сам автор повести А.С. Пушкин, в период работы над «Пиковой дамой» Пушкин серьезно интересуется медициной, точнее психиатрией. В его библиотеке появляются труды Франсуа Лере «Психологические фрагменты о безумии» (Лере – ученик Ф. Пинеля – основателя психиатрии). Знакомится Пушкин и с «Руководством для врачей» Йозефа Франка, где есть большой раздел психиатрии.

фото 5 (3)

Елена Образцова о себе в роли Пиковой дамы: «Я никогда не знала, что будет дальше»

Не секрет, что многие певцы и актёры побаиваются участвовать в  «Пиковой даме», особенно в главной роли. Елена Образцова была в жизни женщиной сильной и ничего не боялась. Но, даже она подмечала, что ей почти всегда удавалось подчинить себе роль, – а вот графиня в «Пиковой даме» подчиняться не хотела. «Это была мистика, – вспоминала Елена Образцова, – я никогда не знала (когда пела партию Пиковой дамы – С.К.) что будет дальше».

На выставке представлено платье Елены Образцовой, в котором она пела партию Пиковой дамы. Оно не такое феерически роскошное, как было у Елены Васильевны в Вашингтонской опере, но это чёрное платье … Элегантное и … как бы это сказать – ощущаешь какой-то холодок стоя рядом.

Автор: Сергей Коршунов
ТеГИ
Пиковая дама, выставка, Москва
Поделиться
Похожие новости