Дмитрий Сибирцев: не только «Золотыми масками» измеряется успех
Но этих наград столичный театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова с каждым годом завоевывает все больше и больше.
С приходом несколько лет назад в театр «Новая опера» нового директора Дмитрия Сибирцева – известного российского музыканта и продюсера, создателя арт-проекта «ТенорА XXI века» здесь произошли значительные перемены. Как результат – за четыре последних года театр завоевал больше наград престижной национальной театральной премии «Золотая маска», чем за предыдущие 20 с лишним лет. Сегодня Дмитрий Сибирцев рассказывает нашему изданию об успехах и планах своего театра.
— Дмитрий Александрович, многие театралы и театральные критики связывают именно с вашим приходом в театр несомненный успех последних постановок. А как вы сами оцениваете свою деятельность?
— Однозначно говорить о том, что это связано только с моим приходом в театр, неправильно. Просто так совпало. Да и в театре выросла целая плеяда достойных артистов, дирижеров, режиссеров. Моей заслугой, скорее стало то, что я предоставил им возможность себя проявить.
В этом сезоне наш спектакль «Саломея» Р. Штрауса выдвигался на «Золотую маску» в шести номинациях. Получила награду художник-постановщик Этель Иошпа, которая пришла в «Новую оперу» при мне.
Как раз эта награда может служить доказательством тому, что перемены, которые произошли в театре, были нужны. Конечно, не только «масками» измеряется успех театральных постановок. Но от цифр никуда не убежишь. Действительно получается, за более чем 20 лет премию театр получал меньшее количество раз, чем за последние четыре года.
Но и вклад в творческий процесс моих коллег невозможно переоценить. По моему приглашению в театр пришел дирижер Андрей Лебедев, получивший «маску» в прошлом году за спектакль «Ромео и Джульетта». А тенор Алексей Татаринцев был отмечен в этом спектакле за лучшую мужскую роль.
В 2015 году специальный приз за музыкальное решение получила постановка «DIDO», объединившая оперу Майкла Наймана «DIDO. Пролог» и оперу Генри Перселла «Дидона и Эней». Так что мы совершенно в разных ипостасях представлены на «Золотой маске».
С моим приходом изменилось положение некоторых членов нашей труппы. Что греха таить, часто, когда приходит новый руководитель в ту или иную творческую организацию, он начинает расчищать пространство. В первую очередь страдают те, кто «стоит у руля». Но это не коснулось нашего музыкального руководителя Яна Латама-Кенига – выдающегося дирижера с мировым именем. Наоборот, у него появилось еще больше возможностей реализовывать свои творческие замыслы. Благодаря ему «Новая опера» была номинирована на международную оперную премию International Opera Awards-2015 в Лондоне в категории «Лучший оперный театр». И многие зарубежные гастроли нашего театра проходили тоже благодаря ему.
Кстати, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. На будущий год ждем решение экспертного совета «Золотой маски» по двум очень сильным спектаклям – премьерам нынешнего сезона. Это опера «Фауст» Ш. Гуно в постановке Екатерины Одеговой, музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кениг, и опера «Пассажирка» М. Вайнберга об ужасах Освенцима, действительно ставшая событием в музыкальной жизни Москвы. Ее поставил режиссер Сергей Широков, музыкальные руководители и дирижеры Ян Латам-Кениг и Андрей Лебедев. Думаю, один из этих спектаклей будет номинирован и отмечен премией. А там посмотрим, кто выиграет.
Но, повторюсь, не считаю, что только «масками» надо мерить успех. Тем более что и наши постановки, и наши артисты завоевывают награды и в других творческих конкурсах. В этом сезоне, к примеру, лауреатом национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены» стал солист Алексей Татаринцев за роль Рудольфа в спектакле «Богема» Дж. Пуччини. А специальным призом жюри отмечен солист Артем Гарнов за исполнение роли Иоканаана («Саломея» Р. Штрауса). Алексей Татаринцев в этом году также получил Премию г. Москвы за исполнение ведущих партий в театре «Новая опера».
— Выбор спектакля для постановки остается за вами или это решается коллективом?
— Любой из наших режиссеров и дирижеров имеет полное право предложить свою идею. Но ее необходимо обосновать, принимая в расчет, вписывается ли будущая постановка в репертуарную политику нашего театра, а также учитывать идет ли такой спектакль на других сценах Москвы.
Если говорить конкретно о нашей постановке «Саломея», которую номинировали на «Золотую маску» сразу по шести категориям, она была выбрана по многим причинам. У нас уже был наработанный материал. Ставили эту музыкальную драму в концертном исполнении. Кроме того, здесь учитывался и экономический фактор. В этом спектакле небольшой состав хора, поэтому и количество костюмов было невелико. Весь спектакль проходит в одной декорации. Это был бюджетный вариант для театра. Мы не можем не считаться с сегодняшними реалиями, а потому лучше выпустить две новых постановки с небольшим бюджетом, чем «бухнуть» все средства на одну дорогостоящую, которая может и не быть такой же успешной.
— При этом вы еще должны выполнять госзадание?
— Госзадание мы, безусловно, выполняем. Мы обязаны на своей сцене провести 250 спектаклей в год. Это не обязательно должны быть премьеры, могут быть спектакли текущего репертуара. Но наши заявки, которые мы отправляем в Департамент культуры г. Москвы, учитываются. Некоторые поддерживаются, и тогда мы готовим премьеры, исходя уже из творческого задания. С другой стороны имеем полное право, выполнив план показа 250 спектаклей, выделить свои собственные средства и поставить то, что хотим сами.
В начале следующего сезона мы в рамках госзадания приступим к постановке детского спектакля. В этом году таким заданием была постановка «Пассажирки». На нее были выделены средства. Кстати, впервые попробовали поставить спектакль в рамках нашего знаменитого Крещенского фестиваля. Раньше это был всегда творческий отчет: большое количество приглашенных артистов и концертное исполнение опер. А в этот раз основой стала премьера. Мне такой вариант понравился. Вполне возможно, что и на следующий год поступим также. Когда уже на собственные средства поставим оперу «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. И будем ей открывать следующий Крещенский фестиваль. Может это станет хорошей традицией.
— Что в ближайших творческих планах театра?
— Сезон близится к закрытию. Но у нас еще планируется интересный проект «Стравинский» к 135-летию со дня рождения этого замечательного композитора. Он будет состоять из двух отделений. В первом прозвучат три хоровых сочинения И.Ф. Стравинского, причем это будут российские премьеры, которые готовит наш замечательный хормейстер Юлия Сенюкова. А во втором покажем балет «Весна священная» в постановке балетной труппы под руководством Натальи Касаткиной и Владимира Василева.
Уже в новом сезоне собираемся выпустить премьеру детской оперы «Айболит и Бармалей». Как я уже говорил, займемся постановкой оперы Доницетти «Лучия ди Ламммермур». И возможно приступим к репетициям «Ивана Сусанина».
Мы стараемся продумывать будущий репертуар, исходя из возможностей наших солистов, особенно ведущих. У многих насыщенные гастрольные планы и графики. Здесь надо мудро поступать, чтобы мы могли с одной стороны насытить ими нашу афишу, а с другой – не заездить их совсем, чтобы они не превращались в обыкновенных, а затем и в посредственных певцов, как это, к сожалению, бывает.
— Не все руководители театров думают также и готовы делится своими ведущими солистами?
— Тогда они должны обеспечить своим артистам полную занятость и достойно оплачивать их труд. А если у нас нет в репертуаре опер, партии в которых тот или иной солист поет лучше всего, то он имеет полное право исполнять их на стороне. Мы так выстраиваем свою политику, чтобы наши артисты могли совмещать занятость в театре и гастрольную деятельность, имели возможность работать по контрактам в других театрах. Считаю, что это важно, в том числе, и для творческого роста наших певцов.
Как пример могу привести баритона Алексея Богданчикова. В нашем спектакле «Евгений Онегин» он гораздо эффектнее стал петь после того, как поработал в Гамбурге в одноименном спектакле. Точно также и с другими артистами. Если бы Евгений Ставинский не спел бы арии Мефистофеля в Будапеште до премьеры нашего «Фауста», такого мощного Мефистофеля у нас в спектакле бы не было. Гораздо легче произошел ввод в спектакль «Борис Годунов» Алексея Тихомирова, как раз, потому что он уже не раз пел Бориса в других постановках, в разных редакциях. И публика высоко оценила его трактовку этого образа.
— Дмитрий Александрович, а как вам самому удается совмещать выступления в проекте «ТенорА XXI века» и руководство театром?
— Когда возглавил театр «Новая опера», передо мной этот вопрос стоял остро: смогу ли я взять на себя дополнительную нагрузку, чтобы не пострадало то дело, которым я занимался уже давно. Оказалось, что могу. Но если бы не получилось, я бы выбрал творчество.
«ТенорА XXI века» – моя отдушина. Помимо этого я еще успеваю иногда выступать на концертах в качестве аккомпаниатора. Это абсолютно не связано с театром. Но для меня очень важно.
— Ближайший концерт «Теноров» посвящен 75-летию со дня рождения великого певца Муслима Магомаева. Что будете исполнять?
— Программа «Нет песни без тебя», посвященная Магомаеву, у нас в репертуаре не первый год. Мы задумывали ее первоначально как песни Арно Бабаджаняна, когда Муслим Магометович был еще жив. Затем уже посветили программу им обоим. На концерте в Кремлевском дворце 31 мая будем выступать с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония». В первом части прозвучат песни из репертуара Магомаева, самые разные, которые были для него знаковыми, и зарубежные шлягеры, и советские песни и даже песни из мультфильма «По следам бременских музыкантов», который озвучивал знаменитый певец. Во второй части исполним песни композитора Арно Бабаджаняна, песни которого исполнял Магомаев.