Новость общества

«Пожары-зомби» движутся на север России

«Пожары-зомби» движутся на север России

Фото: Григорий Куксин

29.07.2025 в 16:17:00
714

Эксперты «Московской газеты» видят в ситуации с лесными пожарами в этом году поводы как для оптимизма, так и для тревоги

С огнём стали обращаться аккуратнее

Сезон лесных пожаров в России в 2025 году проходит нестандартно, сообщил «Московской газете» учредитель Центра профилактики лесных пожаров Григорий Куксин.

«Обычно мы имеем два пика пожаров: весенний — это в основном не лесные, а ландшафтные пожары, вызванные весенним палом травы, и летний, когда горят леса. В этот раз весенний пик прошёл тяжело, если говорить о Забайкалье и Бурятии, и дал начало лесным пожарам. К сожалению, по моим данным, не обошлось без жертв. А вот летний сезон лесных пожаров в этом году может оказаться сильно лучше прошлых многолетних значений. Пока что много, где ситуацию удаётся сдерживать силами пожарных и добровольцев. Однако расслабляться не стоит, в ближайшие недели возможен рост площадей и числа пожаров. Плюс, не все торфяные пожары, которые начались весной, дотушены. Традиционно торфяники горят в европейской части России, но сейчас их география расширилась, они происходят и в Забайкалье, и в Бурятии. Этой весной было много огня на торфяниках. В общем, мы входим в летний пик пожаров и пытаемся дотушить торфяники», — рассказал Григорий Куксин.

По его словам, в 2025 году радует, что в целом сгорело меньше площадей из-за поджогов травы, люди стали аккуратнее обращаться с огнём.

«Оперативно работает лесоохрана, начинают быстрее срабатывать все механизмы оказания помощи. Но в так называемых «зонах контроля» — на тех участках пожаров, куда, по сути, не удаётся добраться, ситуация печальная. Это не только традиционные в этом отношении север Красноярского края, Якутии, Иркутской области. Теперь, в условиях дефицита, людей и техники, пожары идут на север, в сторону Чукотки, Мурманской, Архангельской, Вологодской области. Становится больше так называемых «пожаров-зомби», которые наблюдается в Канаде и США, то есть тундровых, почвенных и торфяных пожаров, которые способны тлеть под снегом всю зиму, даже на северных территориях, а потом возгораться снова. Недавно мы обнаружили такое явление в Рязанской области. Оно вызвано тем, что увеличивается экстремальность летних засух, и падает уровень грунтовых вод. Такие пожары надо выявлять с помощью спутников, авиации, беспилотников, тепловизоров. На Урале при скромном участии нашего Центра разработали уникальную систему тушения таких возгораний: зимой их просто выковыривают из земли бульдозером и раскидывают по мёрзлому грунту. Северные территории, включая Карелию, сейчас в зоне риска, учитывая тёплый и засушливый август: если не удержать ситуацию, она может стать тяжёлой. 9 из 10 пожаров происходят по вине людей, а тёплый засушливый климат способствует их распространению», — заключил учредитель Центра профилактики лесных пожаров.

Плюсы и минусы профвыжиганий

Наихудшая ситуация с пожарами была до недавнего времени в Забайкалье и Бурятии, рассказал «Московской газете» эксперт по лесам, устойчивому лесному хозяйству и пожарам в проекте «Земля касается каждого» Алексей Ярошенко:

«Из примерно 4,3 млн га официально зарегистрированных лесных пожаров с начала года по утро 28 июля, около 2,8 млн га пришлось на Забайкальский край (66%), и около 0,9 млн га (21%) — на Бурятию. Сейчас там ситуация относительно спокойная, благодаря прошедшим мощным дождям и в целом изменению погоды. Но пока никакого серьезного анализа причин катастрофических пожаров в Забайкалье и Бурятии, на мой взгляд, не было. Основная линия, которая привела к ЧС, на мой взгляд, такая: каждый год оба региона массово проводят так называемые «контролируемые профилактические выжигания» (профвыжигания), которые формально считаются одной из мер противопожарного обустройства лесов. Идея состоит в том, чтобы выжечь самые опасные участки под контролем не в самую опасную погоду, чтобы в летнюю жару и сушь гореть было нечему. Но проводить эти мероприятия под контролем не всегда получается — не хватает специалистов, техники, оборудования, да и период времени, когда можно провести такие выжигания безопасно, очень короткий, а иногда его и вовсе не бывает. Но самое главное, что такие выжигания показывают большинству людей, что сухую траву жечь можно и нужно (раз уж сами лесники это регулярно делают), и после этого никакая противопожарная пропаганда уже не работает».

По мнению природозащитника, в этом году большинству российских регионов очень повезло: лето оказалось преимущественно сырым, преобладали низкие классы пожарной опасности, поэтому с пожарами в целом получилось справиться. 

«Среднемноголетний пик летней горимости лесов мы прошли только что — он приходится примерно на 26 июля (плюс-минус несколько дней в зависимости от методов расчета). Пока площадь лесных пожаров составляет около 93% от целевого показателя, установленного правительством на весь год. Но я думаю, что, хотя пока ситуация относительно благополучная для этой части пожароопасного сезона, в целом по итогам года удержаться в пределах целевого показателя может не получиться. До конца сезона в основных лесных регионах остается еще около двух месяцев, и, думаю, далеко не во всех регионах они будут спокойными. При этом по уровню готовности лесного хозяйства и страны в целом к лесным пожарам по сравнению с предыдущими годами ничего принципиально не изменилось, поэтому там, где будет долго держаться чрезвычайная пожарная опасность по погодным условиям, избежать резкого роста пожаров будет сложно», — заключил эксперт. 

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Лесные пожары, пожары Зомби, ЧС, пожароопасность
Поделиться
Похожие новости