Новость общества

НИУ ВШЭ: жители Московского региона хотят профессионального роста, но боятся

НИУ ВШЭ: жители Московского региона хотят профессионального роста, но боятся

Фото © «Московская газета»

29.10.2025 в 17:45:00
94

Почти каждый третий житель Московского региона планирует повышение или смену работы в ближайшие 1-2 года

Данные исследования, проведенного НИУ ВШЭ, показывают, что финансовый фактор остаётся ключевым драйвером профессионального развития – на желание увеличить заработок указали 43% опрошенных.

Стремление к уважению в обществе и признанию, а также интерес к более сложным обязанностям разделили между собой вторую позицию, набрав по 23%. При этом современные тренды также оказывают влияние: для 16% мотивацией служит культ успеха, транслируемый в социальных сетях, а для 15% – опасения остаться без занятости в перспективе. Каждый пятый респондент (19%) сообщил об отсутствии каких-либо стимулов к карьерному продвижению.

Значительная часть жителей Московского региона — 42% — полностью удовлетворена своим нынешним профессиональным статусом, а 27% не уделяют этому вопросу внимания. Среди тех, кто строит планы, 27% в качестве главной цели видят сохранение текущей стабильности. Освоение новой специальности и продвижение по службе внутри компании являются приоритетами для 19% граждан. Ещё 13% рассчитывают найти более доходное место, а 14% пока не сформировали свои карьерные ориентиры.

На пути к профессиональным целям жителям региона чаще всего мешает страх перед переменами (36%). Значимым барьером выступает психологический дискомфорт – 17% респондентов признались в неуверенности в себе и переживаниях о своей некомпетентности. Ещё 16% отмечают нехватку знаний и навыков, а 11% – отсутствие времени для обучения. При этом каждый девятый (11%) уверенно заявил о своём успешном развитии в профессии без видимых препятствий.

Для улучшения ситуации на рабочем месте москвичи применяют различные стратегии. Наиболее популярной является взятие на себя дополнительных обязанностей (31%). Каждый четвёртый (23%) ищет возможности для внутренней подработки, а 19% активно включаются в совместные проекты разных отделов. Расширением полезных связей занимаются 14%, тогда как 12% придерживаются позиции, что добросовестного выполнения основных задач вполне достаточно для роста.

Ради карьерных перспектив многие готовы на уступки. Так, 28% согласны работать в выходные дни, а 25% – пожертвовать временем, обычно уделяемым личной жизни и увлечениям. Инвестировать собственные средства в образование намерены 21%. Регулярно задерживаться после окончания рабочего дня готовы 18%. На такие радикальные шаги, как временное снижение заработка ради ценного опыта или полная смена профессиональной сферы, согласны по 9% участников опроса.

Подавляющее большинство (84%) выразило готовность к обучению для укрепления своих позиций на рынке труда. Более половины (66%) рассмотрят предложение компании о финансировании получения новой специальности в формате онлайн-программ вуза, если оно будет сопряжено с обязательством отработать два года. При этом каждый третий респондент согласится на такую сделку только при условии повышения оклада не менее чем на 40%. Столько же сотрудников поддержали бы инициативу руководства без выдвижения встречных требований.

«Исследование выявило возрастные особенности карьерного поведения – молодёжь до 24 лет чаще берёт дополнительные задачи, а специалисты 25-34 лет активны в командной работе. Респонденты средней возрастной категории 35-44 лет предпочитают прямой диалог с начальством о своих перспективах», — отметила директор по онлайн-образованию НИУ ВШЭ Юлия Ремезова.

Она добавила, что обучение сегодня воспринимается не как формальность, а как осознанный инструмент личного карьерного планирования. Наиболее активное стремление изменить свою должность или доход в масштабах страны демонстрируют аналитики, психологи, IT-разработчики и менеджеры.

Комментируя вопрос о страхе перед переменами, клинический психолог Валерий Ивановский отметил, что главной причиной тревоги, которую можно определить как страх, перенесённый в будущее, является незнание. 

«Мы боимся того, чего мы не знаем. Если мы знаем, что представляет из себя тот или иной предмет или феномен, какова его сущность и характеристики, мы понимаем, как на него воздействовать или как нивелировать его влияние на нас, и не боимся. Хотя существует большое количество методик борьбы со страхом, основным способом остаётся расширение своих знаний», — подчеркнул психолог.

Валерий Ивановский отметил, что в современном мире процесс обучения человека растянут на всю его жизнь: 

«В прошлом уровень развития науки был таков, что на одних и тех же знаниях можно было существовать столетиями. Однако сегодня любое знание, которое мы получаем, очень быстро устаревает, теряет актуальность. Буквально каждый день происходят новые открытия, появляются новые инструменты и орудия, меняющие окружающий мир. Достаточно бросить ретроспективный взгляд на 20 лет назад, чтобы понять, насколько мир изменился за это время. В нашу жизнь быстро вошли смартфоны, различная футуристическая техника уже воспринимается как само собой разумеющееся, и мы ведём активные дискуссии об искусственном интеллекте. В таком мире человеку необходимо постоянно получать новые знания, а делать это можно только путём обучения». 

По словам эксперта, сегодня невозможно представить человека, который бы обладал даже огромным запасом энергии, но не имел достаточных знаний и при этом занял значимую должность или реализовывал важный проект. Одной энергии без знаний в наше время недостаточно, чтобы достигать каких-то жизненных вершин. 

«Только широкий кругозор и большой запас профессиональных знаний позволяют человеку не существовать, а жить счастливо и чувствовать гармонию между собой и окружающим миром. А если такая гармония ощущается, страх и тревога уходят естественным образом», — заключил Валерий Ивановский.

Ранее «Московская газета» писала, что более 60% студентов совмещают работу с учёбой.

ТеГИ
НИУ ВШЭ, карьерный рост, Валерий Ивановский, психолог
Поделиться
Похожие новости