Новость общества

Лесные пожары добрались до Полярного круга: что будет летом-2024

Лесные пожары добрались до Полярного круга: что будет летом-2024

Фото © «Московская газета»

04.06.2024 в 13:52:00
1500

«Московская газета» продолжает тему лесных пожаров в России. Эксперты рассказали изданию, какие регионы наиболее тревожны в этом отношении летом-2024, какие изменения произошли, а какие нет в отрасли лесного хозяйства и пожаротушения

В Забайкальском крае, по данным ФГУП «Авиалесоохрана», на 4 июня действует 31 лесной пожар на площади 70,4 тыс. га.

Если сравнивать площадные показатели, ситуация с лесными пожарами в России сейчас даже чуть лучше, чем на ту же дату в прошлом году — при том, что прошлый год был относительно благополучным по сравнению с усредненными показателями с начала века, рассказал «Московской газете» эксперт по лесам, устойчивому лесному хозяйству и пожарам в проекте «Земля касается каждого» Алексей Ярошенко.

«По данным официальных сводок Авиалесоохраны (они собираются из отчетов региональных диспетчерских служб, и на их основе в конце концов формируется официальная статистическая отчетность по лесным пожарам), за период с 1 января по 2 июня включительно в 2023 году площадь лесных пожаров в России составила 951,5 тыс. га, в 2024 году — 888,9 тыс. га, на семь процентов меньше, — отметил эксперт по лесам. — Причин тому несколько. На первое место я бы поставил просто везение — в большинстве самых пожароопасных в весенний период регионов погода была преимущественно прохладная и сырая, некоторые даже скорее тонули, чем горели. Но есть и результаты целого ряда управленческих решений: запрета бесконтрольного выжигания сухой травы (два постановления 2014 и 2015 годов); изменения порядка учета пожаров и их последствий (основной вид ландшафтных пожаров — пал сухой травы — перестали считать «загоранием, не подлежащим официальному статистическому учету», с 2019 года, и стали гораздо серьезнее на него реагировать); введения требований к мерам безопасности при проведении профилактических контролируемых выжиганий (методическими указаниями 2019 года); общего сокращения этих выжиганий и даже моратория на их проведение весной. Но, к сожалению, в прошлом году официально мораторий не был продлён».

Ситуация с лесными пожарами в 2024 году не так хороша и вызывает самые серьезные опасения, сказал эксперт по лесам.

«В связи с лесными пожарами введен режим ЧС на всей территории Республики Бурятия и Забайкальского края, в отдельных районах Амурской области, Якутии, Хабаровского края. Пожары дошли уже до лесотундры и даже тундры — по состоянию на 3 июня, самый северный ландшафтный пожар обнаружен в Якутии в 300 километрах к северу от Полярного круга. Обычно начало июня бывает в целом по стране относительно спокойным в лесопожарном отношении — весенние палы сухой травы уже заканчиваются, а леса в основном еще относительно сырые и холодные после зимы, и горят не сильно. В этом году не так — мы видим уже типично летние по своему характеру пожары во многих регионах таежной зоны. И даже так называемые «зоны контроля» (удаленные и труднодоступные лесные территории, где по закону лесные пожары разрешается не тушить) уже горят. Потому что далеко, добраться трудно, прогнозируемые затраты на тушение огромны и превышают ожидаемый ущерб от самого пожара. Такие отказы более характерны для июля и августа. А вот в нынешнем году они начались с самых первых дней лета. Все это, к сожалению, подтверждает очень пессимистический прогноз на развитие ситуации с лесными пожарами летом и в начале осени нынешнего года», — рассказал Алексей Ярошенко.

Взять лесные пожары под надлежащий контроль не удаётся по нескольким причинам, отметил собеседник «Московской газеты».

«Во-первых, нарастающие изменения климата — пожароопасный сезон становится более длинным (он уже в таежной зоне увеличился примерно на месяц по сравнению с серединой прошлого века), катастрофических засух и периодов аномальной жары становится все больше, а это прямо влияет на масштабы пожаров. Во-вторых, по-прежнему широкое распространение пожароопасных хозяйственных практик, прежде всего, так называемых сельскохозяйственных палов, контролируемых профилактических выжиганий и огневой очистки мест заготовки древесины. Эта троица наиболее пожароопасных практик — проблема не только нашей страны, но и всего мира; пока ни одной стране, не справившейся с ними, не удалось в целом обеспечить пожарную безопасность и в своих лесах, и на других природных территориях», — заключил эксперт по лесам, устойчивому лесному хозяйству и пожарам в проекте «Земля касается каждого».

Пока пожарный сезон развивается по средней многолетней норме, сказал в беседе с «Московской газетой» эколог, учредитель Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксин.

«Весна прошла лучше обычного: пал травы — это основная беда, с которой начинаются лесные пожары. В этом году было меньше, тут и люди стали несколько сознательнее, и погода не способствовала», — отметил эксперт.

По словам Георгия Куксина, сейчас мы входим в сезон летних пожаров и находимся ещё не в самой проблемной точке, но далее пожарный сезон 2024 года может быть очень тяжёлым.

«В июне зелёная трава выросла, а лес ещё недостаточно сухой. Самая напряжённая ситуация сейчас в малолесных зонах Дальневосточного региона, в южных его районах: там происходит переход огня с травы на лесные массивы и другие ландшафты. Но, поскольку ожидается жаркое лето, необычно жаркое для многих регионов, дальнейшая ситуация может быть опасной. Будет небольшая доля пожаров от гроз, но основные — по вине людей: пал травы, разведение костров, сжигание мусора, костры мусор. Плюс на Дальнем Востоке в этом году поздняя весна. Пока ситуация управляемая, но есть опасность превращения её в катастрофу. Хороший знак, что вводятся режимы ЧС регионального и федерального реагирования. Это инструмент для того, чтобы сконцентрировать ресурсы и потушить пожары, пока они не стали неуправляемыми. Хорошо, что режим ЧС вводится, и чиновники не боятся его устанавливать», — сказал эколог.

Изначально в зоне риска — регионы Юга России, оттуда пожары будут распространяться на север, в том числе через Дальний Восток, сообщил эксперт.

«Мы особенно тревожимся за торфяники в Центральном регионе, на Северо-Западе и на Урале: Свердловская, Челябинская область, Тюмень — тоже в зоне торфяных пожаров, поскольку в почвах Урала очень мало влаги. Свердловская область справилась с прошлогодней историей пожаров, но дефицит воды никуда не делся. Из лесных регионов самым проблемным является Якутия в силу размеров республики с учётом фактора усыхания в жаркую погоду, а также деятельности насекомых-вредителей, а также Иркутская область и Красноярский край. Плюс, потенциально опасная ситуация в Забайкалье и Амурской области», — рассказал Григорий Куксин.

В России стало уделяться гораздо больше внимания лесным пожарам, но эта сфера продолжает быть недофинансируемой, отметил эксперт.

«Зарплаты работников лесной отрасли очень низкие, топлива для техники не хватает. Если будут многочисленные пожары не обойтись без вливаний из федерального бюджета. А они всегда запаздывают и бьют не по причине, а по следствиям. Средства в лесное пожаротушение надо вкладывать заранее, а не в режиме ЧС», — заключил учредитель Центра профилактики ландшафтных пожаров.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
лесные пожары, пожары, лес, опасения
Поделиться
Похожие новости