Новость науки

Мал язык, да всем мозгом владеет

Мал язык, да всем мозгом владеет

Иллюстрация из открытых источников

27.03.2017 в 13:20:00
5902

Вопрос воздействия билингвизма на когнитивное развитие мозга и его влияние на процесс старения, активно обсуждается учеными уже с прошлого столетия. От количества научных трудов, посвященных этой теме, у любого, кто захочет найти однозначный ответ, может закружиться голова.

Помогает ли знание второго языка уберечь мозг от старческого маразма?

Существует целый ряд исследований, как подтверждающих благоприятное влияние двуязычия на замедление процессов ухудшения умственных способностей, так и опровергающих эту теорию. И это вполне объяснимо. Достоверные исследования в этой области требуют учета сложнейшего взаимодействия различных факторов, обуславливающих специфику двуязычия чуть ли не каждого отдельного индивида. Причем, пожалуй, только с относительно недавнего времени можно говорить о научно обоснованных результатах исследований, в ходе которых применяются новейшие достижения в неврологии.

Итак, в свое время, весьма популярной стала теория, в соответствии с которой владение двумя или более языками якобы заставляет человека постоянно тренировать память и укреплять свою «умственную мускулатуру», что, в свою очередь, по аналогии с мышцами, позволяет сохранить мозг в хорошей форме до старости. Однако, согласно результатам последних исследований, проведенных учеными из университета Монреаля (Канада) за активным долголетием мозга кроется не продолжительный и усердный труд, а, наоборот – расчетливая экономия...

Согласно их теории ежедневная практика владения двумя языками воздействует на мозг, повышая его способности к концентрации и к быстрому отбору целевой информации для выполнения задачи.

Ученые пришли к таким выводам, проводя исследование на двух группах пожилых моно- и билингвов, перед которыми были поставлены задачи, требующие усиленной концентрации.

При их решении участникам исследования было необходимо сосредоточиться исключительно на визуальной информации и, одновременно, проигнорировать ее пространственный аспект. В частности они должны были обратить внимание только на цвет предмета, а не на его положение в пространстве. В ходе эксперимента ученые наблюдали за мозговой активностью участников.

Выяснилось, что монолингвы используют более расширенную и богатую соединениями нейронную сеть по сравнению с билингвами. Иными словами, их мозг активирует более обширные сети связей и различные области мозга, в то время как мозг двуязычных людей для выполнения той же самой задачи задействует меньше ресурсов, при этом он более эффективен и экономичен, так как активирует узкие сети связей, причем только тех, которые необходимы для достижения результата.

Таким образом, благодаря «привычке» мозга излишне не перегружаться билингвы более успешно решают проблемы при наличии отвлекающих и вводящих в заблуждение данных, а также быстрее адаптируются. Эти навыки они выработали, переключаясь ежедневно между двумя языками и становясь, таким образом, опытными специалистами в отборе необходимой информации. Кроме того, как утверждают монреальские ученые, для решения той же самой задачи одноязычные участники в ходе исследования прибегали к фронтальным областям мозга, которые более предрасположены к снижению когнитивных способностей в процессе физиологического старения.

Возможно всем, кто хочет находиться «в здравом уме и твердой памяти» до глубокой старости стоит задуматься об изучении второго, а то и нескольких иностранных языков?

Автор: Никита Глинка
ТеГИ
мозг, иностранный язык, ученые, наука
Поделиться
Похожие новости