Учёные рассказали, как защитить Землю от падения астероида

03.07.2024 в 17:20:00

«Московская газета» продолжает серию научно-популярных материалов о тайнах космоса и Вселенной. Собеседники издания рассказали, возможно ли на нынешнем этапе развития технологий защитить Землю при таком популярном в кинематографе сценарии, как столкновение с астероидом. Астероиды средних и крупных размеров крайне редко оставляют свой след в истории планеты Земля, при этом защита от средних по размеру астероидов — возможна, но трудноосуществима

В NASA сообщили об отсутствии необходимой инфраструктуры для защиты Земли от столкновения с астероидом, передаёт «Ъ».

Обнаружение летящего к Земле астероида и своевременные меры защиты от него — большая проблема, сказал «Московской газете» директор Пущинской радиоастрономической обсерватории Сергей Тюльбашев:

«В России действует программа отслеживания крупных астероидов, есть и программа, которая рассчитана для поиска астероидов в радиодиапазоне. Но в этой сфере есть две проблемы. Как обнаружить летящее тело? И можно от него защититься? Если говорить о маленьких телах размером 10 метров и меньше, то их в космосе гигантское количество, и летают они по самым абстрактным траекториям. И могут падать на Землю. Как, к примеру, Челябинский метеорит. Что касается больших тел размером в десятки и сотни метров, считается, что все эти тела известны, как и их координаты и орбиты. Да, они постоянно отслеживаются, но нет никакой гарантии, что к нам не может прилететь новое тело из пояса Койпера (удалённая часть Солнечной системы, — прим. авт.) или ещё откуда-нибудь. Мы сможем засечь это тело, только когда оно достаточно близко подлетит к Земле. Когда оно будет пролетать, например, Венеру, мы просто не сможем его заметить, оно для нас слишком маленькое. На расстоянии десятков миллионов километров от Земли от таких тел защиты практически нет».

Изменить курс летящего к Земле астероида — тоже задача не из лёгких, отметил Сергей Тюльбашев.

«Должна где-то стоять подготовленная ракета, которая развивает скорость выше, чем вторая космическая, чтобы оторваться от Земли, и у неё должна быть приличная масса, чтобы при столкновении изменить орбиту того тела, которое летит к Земле, — пояснил учёный. — Космическое тело размером 100 метров может весить несколько миллионов тонн. При этом Земля работает как катапульта и разгоняет летательный аппарат в строго определённом направлении. Надо подобрать подходящую площадку, чтобы запустить его по нужным координатам. И этот аппарат должен весить тонны или десятки тонн. Пока в мире не научились запускать в воздух такие предметы. Понятно, что вся эта затея стоит сумасшедших денег. К тому же про небесное тело, которое летит к вам, вы не знаете. Если, например, оно из льда, то при столкновении с летательным аппаратом оно расколется на части, которые продолжат лететь в том же направлении. Когда мы замечаем эти тела уже поздновато менять их орбиты — грубо говоря, до возможного столкновения осталась неделя. А там, где их орбиты можно изменить относительно небольшими усилиями, мы их ещё не видим», — пояснил учёный.

Космическое тело размером 100 метров при ударе об Землю вызывает полное разрушение на территории 300-500 километров, отметил Сергей Тюльбашев.

«И если оно шарахает в областной центр, то надо эвакуировать всю область. С большой вероятностью оно упадёт в море или океан, но тогда оно вызовет волну огромной разрушительной силы. А тело размером от 1 километра и более может вызвать разрушение целого континента — такого, как Австралия», — заключил директор Пущинской радиоастрономической лаборатории.

Уровень опасности космического тела для планеты Земля зависит от размера астероида, рассказал «Московской газете» научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов:

От астероидов размером от 500 и более метров на современном уровне развития технологий защиты нет. От малых астероидов защищаться нет большого смысла, к тому же по примеру Тунгусского метеорита они с большой вероятностью могут упасть в малонаселённой местности. А вот от астероидов в несколько сотен метров в диаметре может быть эффективно кинетическое и ядерное оружие (с ядерным — масса сложностей, может быть достаточно кинетики). Эксперимент DART, проведённый NASA, показал, что небольшой космический аппарат, столкнувшись со спутником астероида, имеющим средние размеры, может существенно изменить его орбиту и траекторию движения. В России ведутся теоретические разработки в этом направлении, на Западе уже проводятся эксперименты. Впрочем, астероиды средних размеров сталкиваются с Землёй по человеческим меркам очень редко (раз в сотни тысяч лет), а более крупные — и того реже. А вот падения малых, декаметровых тел (типа Челябинского метеорита, упавшего в 2013 году), возможны на протяжении человеческой жизни».

Ранее gazetametro.ru сообщала, что к Земле приблизился гигантский астероид размером с Эверест. Максимально рассмотреть его можно было 27 июня, а к 2089 году «убийца планет» приблизится к Земле еще ближе — на расстояние 2,8 млн км.

астероид, космос, учёные