Новость общества

2 миллиона штрафа за недоехавшую коробку: как работают ПВЗ Wildberries на Дальнем Востоке

2 миллиона штрафа за недоехавшую коробку: как работают ПВЗ Wildberries на Дальнем Востоке

Фото © «Московская газета»

15.03.2023 в 22:24:00
6102

На Дальнем Востоке проходит забастовка работников пунктов выдачи заказов Wildberries. «Московская газета» связалась с бастующими, а также с поддержавшим их профсоюзом и выяснила причины протеста и условия труда работников маркетплейса в регионе

«Мы узнали о забастовке и решили поддержать бастующих, — рассказала «Московской газете» председатель профкома профсоюза «Учитель» в Хабаровском крае Евгения Кашина. — Насколько мне известно, в Wildberries практикуются достаточно серьёзные штрафы в отношении сотрудников, на которые может уходить основная часть их зарплаты. Это при том, что штрафование работников – спорная с точки зрения законодательства вещь. Насколько мне известно, в нашем регионе трудовые отношения работников Wildberries практически не зафиксированы в трудовом договоре, многие работники оформлены по ГПХ».

«Их зачастую заставляют оформляться как ИП – как таксистов или курьеров, — рассказал изданию член профкома «Учителя» Михаил Курбанов. — Или по ГПХ, или как самозанятых. Часть сотрудников работает по полноценным трудовым договорам. Но ни для кого не секрет, что отношения руководства Wildberries к работникам порой напоминает крепостное право. Мне говорили, что в складских помещениях действует запрет на отход в туалет в рабочее время. Я часто слышу, как на людей при обещанной зарплате в 70 тыс. рублей вешают штрафы на сотни тысяч рублей. И по несколько месяцев не удаётся оспорить штраф. А такие штрафы российским законодательством, в общем-то, запрещены, максимум, чем может отвечать материальное ответственное лицо – это своей зарплатой. Когда и в каких случаях, оговорено трудовым законодательством. А если это гражданско-правовые отношения, то руководство Wildberries должно первым обращаться по этим штрафам в суд. Мы предложили бастующим оформиться как профсоюз, а не как движение и предложили помощь в этом оформлении, в организации законных пикетов и митингов. Наш профсоюз может и сам выступить за права работников Wildberries».

Забастовки проходят в городах Амурской области и Приморского края, в Хабаровском крае в этот процесс включился Комсомольск-на-Амуре и, по непроверенной информации, некоторые пункты Wildberries в Хабаровске, в акции задействованы сотни людей, сообщил Михаил Курбанов. Претензии бастующих обращены к московскому руководству Wildberries и владельцам некоторых пунктов выдачи в регионе, которые не считают нужным бастовать и подключили к конфликту своих «штрейкбрехеров», рассказал собеседник издания.

«Менеджеров с других точек или менеджеров-стажёров, ещё не прошедших подготовку, за дополнительную плату садят на точки, где происходит забастовка», — пояснил Михаил Курбанов.

«Менеджерам угрожают увольнениями и штрафами, к некоторым приезжают на пункты выдачи товара и выгоняют лично, кому-то вскрывают замки», — рассказала о том, как происходит забастовка на Дальнем Востоке, менеджер пункта выдачи Wildberries в городе Алдан Елизавета.

«Некоторые пункты деактивированы, к ним приезжают фуры с попытками вывезти весь товар. Происходит всё это в совершенно разных городах региона», – пояснила Елизавета.

Также собеседница издания рассказала о том, как ей пришёл штраф в 2 с лишним миллиона рублей.

«Сложилась такая ситуация: водитель привез нам товар, выгрузил его, мы все коробки приняли, и водитель уехал, — говорит Елизавета. — И в конце рабочего дня мне в «долг» упала данная сумма, аргументированная «непришедшими коробками со склада». А коробки увезли на другой пункт и выгрузили туда, хотя должны были оставить их нам. Я ругалась в течении 4-7 дней примерно, через суд дело не решалось, руководство говорило: «Подождите, когда эти коробки примут и разберут на другом ПВЗ (пункте выдачи заказов), и долг уйдет». Так и произошло на самом деле, но процент из моей зарплаты был вычтен. Вернули ли мне его? Нет», – сообщила менеджер ПВЗ в Алдане.

Как работает система «долгов», падающих на работников пунктов выдачи, и за что эти долги назначаются?

«Не до конца понимаю, как это работает, разъяснений от руководства у нас не было, — сказал «Московской газете» менеджер пункта выдачи Wildberries во Владивостоке Георгий. — Знаю только, что при любом браке товара стоит ждать долг за конкретную вещь. В специальной программе, рабочем приложении, пишется, за что производится удержание денег и указывается сумма».

Детально систему долгов описала изданию сотрудница одного из пунктов выдачи в Приморском крае Татьяна.

«Причина долгов – бракованный товар. Просто брак, никаких объяснений от руководства, какой именно брак. Это может быть всё битое, разлитое, рассыпанное, недокомплект, заводской брак, непрошитые швы, неработающие игрушки. И всё это может быть в итоге оплачено сотрудниками», — сказала Татьяна.

Как рассказала собеседница, раньше в Wildberries работало «правило последней руки»: если сотрудник последний сканировал бракованную вещь, то её полная стоимость падала ему в «подотчёт», но была возможность оспорить долг, предоставив доказательства, что вещь была бракованной ещё до того, как попала продавцу, либо перенести долг на того, кто виноват в браке, если это, допустим, сменщик. Теперь схема изменилась, отметила сотрудница пункта выдачи.

«Сейчас просто приходит долг, который ты оспорить не можешь, у тебя нет такой возможности технически – непосредственное руководство меняется с периодичностью раз в три месяца и ничего, кроме обещаний, от них нет, — говорит Татьяна. — В итоге, минусовую сумму, которая тебе падает за бракованную вещь, у тебя всё равно вычтут, хоть на голове стой. А не так давно ввели коллективную ответственность. То есть, все, кто вещь с браком сканировал, платят процент от стоимости этой вещи. Сегодня, например, мне прилетел «минус» в размере 10 % от стоимости вещи. Всё бы ничего, но это были кроссовки за 10 тысяч. За март у меня висит «минусом» 17 тысяч рублей. И это мне, я считаю, ещё везёт. У меня сегодня племянник во Владивостоке уволился, у него «минус» не 17, а 170 000 рублей. И он такой не один, как же работать надо, чтобы все поголовно были в многотысячных долгах?»

По словам собеседницы издания, недоехавшая до пункта выдачи продукция тоже записывается в «долг» работникам пункта.

«Есть еще такой момент: склад отгрузил коробки, мне их привезли, я их приняла и по рабочей программе вижу, что мне не хватает одной коробки, — рассказывает Татьяна. – Я в этом случае создаю «акт расхождения». Все это делается в электронном виде, если не сделал скрин, то потом концов не найдешь. И после создания акта у меня в подотчет падает стоимость всей коробки. Хорошо, если коробка найдется и ее довезут. Но это происходит не всегда. А еще у нас забирают коробки с вещами, от которых отказались клиенты. И если какая-то коробка до склада не доедет, ну или просто не примется на складе, – опять же, это вина менеджера».

Но, что самое интересное, бывают случаи, когда одни и те же бракованные вещи приходят на пункты выдачи снова и снова, и за них с работников списывают и списывают деньги, отметила сотрудница пункта выдачи в Приморском крае.

«Причем вещь в долг может упасть и через месяц, и через два, на соседнем с моим пункте в долг упало две вещи, которые были на этом пункте полгода назад. Одна бракованная вещь может прийти на разные пункты или на один тот же пункт несколько раз. Хотя мы всегда отмечаем в программе, что возврат товара произошёл по причине брака, и описываем, какого именно», — пояснила Татьяна.

Есть и ещё одна разновидность вычетов из зарплаты – за несвоевременную разгрузку товара, рассказали собеседники издания. Загруженность работников ПВЗ при этом весьма серьёзная.

«С недавнего времени компания установила новую «мотивацию», что разбор товара по времени должен быть 1 час 30 минут, либо меньше, — сказал «Московской газете» менеджер пункта выдачи во Владивостоке Юрий. — Чем быстрее разбираешь, тем больше «+» к зарплате, вплоть до 35%. Но когда ты работаешь на ПВЗ один, и привоз груза выпадает на «час-пик», то к грузу подойти невозможно вообще. А привозы зачастую не маленькие, в среднем 400-500 позиций, а тебе нужно еще и людей отпустить, и товар найти. А в декабре количество поставок было ещё в 3-4 раза больше».

«Максимум, вычет доходило до -1900 за смену, — сказала сотрудница ПВЗ в Приморском крае Татьяна. — В декабре 2022 у меня 270 рабочих часов. Выходили работать в ночь. Если не в ночь, то каждый день работали до часа, до двух ночи. Объёмы – огромные, ежедневный привоз порядка 800-1200 вещей. Проходимость пункта – 300-450 покупателей в день. Максимум всё это разгребают два сотрудника. Но мы это зачастую и по одному разгребаем. В Новый год привозили по 1500-2500 вещей, тогда мы выходили на помощь друг другу. И с такими объёмами у меня сменщица в прошлом месяце получила 37 000 рублей».

С такими нагрузками и такими штрафами, каков средний уровень дохода сотрудников пунктов выдачи Wildberries на Дальнем Востоке?

«30 тысяч рублей без вычета долгов, за 14-часовые смены, — рассказал Георгий. — В редких случаях, когда месяц не прибыльный, либо работа идёт на новом пункте, даже на крупных пунктах заработок может быть менее 20 тысяч рублей».

Среднюю зарплату по городу не скажу, но на нашем пункте, который самый загруженный в городе, раньше выходило по 70-90 тысяч рублей, но это если работать одному и по 15-18 часов в день. С нашими объёмами обычно работают по двое в смене, а это 35-45 тысяч рублей на человека», — рассказала Татьяна.

На кого возлагаются долги за бракованный товар, если оштрафованный сотрудник увольняется?

«На сортировочный центр, либо же на руководство. Также долг могут перенести с одного менеджера на другого», – рассказала менеджер пункта выдачи Wildberries в Алдане Елизавета.

«Московская газета» узнала контакты пиар-менеджмента Wildberries, но, к сожалению, дозвониться и услышать мнение компании о забастовке её работников пока не удалось.

В Wildberries отреагировали на протесты оппозиционно настроенных к компании владельцев пунктов выдачи товаров. «Ъ» сообщил, что там сначала отрицали информацию о забастовке, позже стало известно, что Wildberries закрыла пункты выдачи «нецивилизованных партнеров».

«Информация о закрытии пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и о забастовках не соответствует действительности. Пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме», — заявили в компании Wildberries.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Wildberries, штраф, дальний восток
Поделиться
Похожие новости