Акциз на медицинский спирт может повлиять на стоимость некоторых лекарственных препаратов
Правительство планирует распространить действие спиртовых акцизов и на медицинский спирт, чтобы перекрыть теневой рынок алкогольной продукции. Как рассказал «Московской газете» президент АО «Активный компонент» Александр Семёнов, введение этого акциза может ударить по фармпроизводителям и привести к увеличению стоимости лекарств. Эксперт Вадим Дробиз считает, что теневой рынок алкоголя никуда не исчезнет, потому что его формирует потребность населения в дешёвом алкоголе
В 2024 году правительство РФ планирует распространить акцизы на весь производимый в стране спирт, включая медицинский, в целях борьбы с теневым рынком спирта и алкогольной продукции, а также чтобы обеспечить дополнительные поступления в бюджет в размере от 15 до 20 млрд рублей, сообщил замминистра финансов Алексей Сазанов.
Тем не менее, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова, в целом эта идея на корню решит проблему теневого рынка спирта: весь спирт, независимо от того, куда он идет — на изготовление алкогольной продукции, парфюмерии, технические нужды, либо на производство медицинских препаратов и лекарств, облагался бы акцизом.
«То есть ни у кого не будет никаких преференций, и следовательно будут практически минимизированы продажи безакцизного спирта», — пояснил Сазанов.
Как выяснила «Московская газета», это может отразиться на фарминдустрии и стоимости лекарственных препаратов в России. По ряду препаратов повышение стоимости, вероятно, не станет ощутимым, заверили собеседники издания. Однако в связи с введением акциза представители фарминдустрии думают о прекращении производства целого ряда активных фармацевтических субстанций, что может привести к серьёзному росту цен на ряд лекарственных препаратов. По поводу этой ситуации фарминдустрия обратилась к Совету Федерации и правительству РФ, сообщил «Московской газете» президент АО «Активный компонент» Александр Семёнов. Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что введение акциза на медицинский спирт не решит озвученных правительством задач.
Акциз ляжет на фармацевтику
«Спиртзаводы не платят акциз, — рассказали «Московской газете» на предприятии-производителе медицинского спирта «Биофармкомбинат» (Ростовская область). — То есть, акциз на медицинский спирт, если его введут, ляжет на фармацевтические компании. Логистика по доставке спирта очень дорогая. Но не везде спирт идёт как часть лекарственного препарата: иногда делается вытяжка, и спирт утилизируется. В целом цена лекарств повысится незначительно, спирт не играет существенной роли в фармацевтике».
Теневому рынку спирта, конечно, акциз создаст трудности, отметили в «Биофармкомбинате».
«Но, с другой стороны, эти попытки делаются ещё с «петровских времён», — заметил собеседник на предприятии. — На умные головы всегда найдутся другие умные головы. Крупных игроков получится контролировать, а вот мелких контролировать экономически нецелесообразно. С самогоноварением у нас в стране перестали бороться. Напомню, что «сухой закон» 1986 года ничего не решил, виноградники до сих пор восстановить не могут».
Валерьянка по цене водки?
При введении акциза на медицинский спирт повышение цен на определённые лекарственные препараты произойдёт однозначно, но не будет иметь большого значения для населения, сказал «Московской газете» директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.
«В значительной части препаратов медицинский спирт используется как компонент в технологии производства как смачивающее вещество, как стабилизатор и т.д. Но он применяется там в очень малых количествах. Поэтому, я думаю, этого повышения цен потребитель не заметит. Есть категория препаратов, в которых спирт составляет большую часть себестоимости производства, и тут повышение стоимости спирта приведёт к заметному росту цен. Это, в первую очередь, всевозможные настойки — валерьяны, боярышника — спиртовые растворы борной и салициловой кислоты и целый пласт спиртосодержащих жидкостей, которые позиционируются как антисептики, но зачастую реализуются с целью получения опьяняющего эффекта. Они, конечно, подорожают, но переживать об этом я бы не стал, потому что эти средства зачастую применяются не по медицинским показаниям. Будет правильно, чтобы с целью опьянения приобретались препараты в пищевом, а не в каком-то ином сегменте. Что касается препаратов вроде борной кислоты, то, учитывая, в каких дозах они употребляются, вряд ли кто-то заметит повышение цен. Если такой препарат стоил 50 рублей, а будет стоить 100, вряд ли кто-то на это обидится. А если спиртосодержащие жидкости вроде настойки боярышника подорожают в два раза и больше, они будут конкурировать в цене с алкоголем, который официально представлен на полках супермаркетов», — объяснил эффект от введения акциза Николай Беспалов.
Сердечно-сосудистые, противовирусные...
Введение акциза на медицинский спирт – очень болезненная история для отрасли в целом и для производства фармсубстанций, в частности, рассказал «Московской газете» президент фармацевтической компании «Активный компонент» Александр Семёнов.
«Мы говорим об этом на протяжении последних нескольких месяцев, – отметил собеседник. – Я и генеральный директор, совладелец компании «Герофарм» Пётр Родионов написали по этому поводу отдельное письмо на имя Валентины Ивановны Матвиенко, председателя Совфеда. В результате этой инициативы У нас прошло несколько встреч, совещаний, пресс-коллов с представителями Минздрава, Минфина, Росалкогольрегулирования и других отраслей, на которых мы высказывали свои аргументы против введения акциза на медицинский спирт».
Во-первых, есть сегмент спиртосодержащих лекарственных продуктов, самый известный из которых – «Корвалол», и тут введение акциза неизбежно ударит по ценам на лекарства, сказал Александр Семёнов.
«Наши коллеги, которые производят эти лекарственные препараты, подсчитывали сумму потерь от возможного введения акциза, – это от 200 до 400 миллионов рублей в год – и, конечно, это отразится на стоимости этих лекарственных препаратов. Тот же самый корвалол вырастет в цене примерно на 40%», – сообщил представитель отрасли.
Но самая главная проблема в том, как акциз на медицинский спирт отразится на производстве лекарственных препаратов в России, подчеркнул Александр Семёнов.
«Мы используем этиловый спирт как реактив, реагент в производстве активных фармсубстанций, – пояснил собеседник. – Это схема химического синтеза, и без этилового спирта процесс невозможен. При этом мы имеем право закупать его только у лицензированных компаний, таких заводов в России всего 5. При введении акциза наши потери составят около 160 миллионов рублей в год, а часть наших фармсубстанций поднимется в цене, и производить их станет просто нерентабельно. Мы рассматриваем вопрос об остановке выпуска ряда активных фармсубстанций, которые применяются в производстве таких лекарственных препаратов, как стрптегически важные сердечно-сосудистые препараты: Клопидогрел, Лозартан, противовирусные: Умифеновир, Атазанавир, Даркнавир, и другие позиции из списка жизненно важных ЛП», – рассказал Александр Семёнов
Если говорить о «теневом» рынке спирта, то процесс использования спирта на производстве абсолютно прозрачен, заверил президент «Активного компонента».
«Мы привозим спирт в специальных спиртовозах, у нас стоят специальные спиртохранилища, которые мы купили несколько лет назад по требованию Росалкогольрегулирования – рассказал собеседник. – Мы подключены к системе ЕГАИС. Росалкогольрегулирование подтверждало, что мы не тратим ни грамма этого спирта куда-то на сторону. Мы изготавливаем нашу активную фармсубстанцию, и спирт у нас не выходит дальше, как продукт, а используется только как реагент. Отмечу, что Минпромторг инициировал 4 августа 2023 г. подписание Федерального закона № 428-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53 и 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 428-ФЗ) , по которому отпуск спиртосодержащей продукции, отпуск лекарственного препарата «этиловый спирт» с 1 сентября осуществляется только лицензированными организациями, у которых есть либо медицинская лицензия, либо фармлицензия. С 1 сентября отслеживанием этих продаж лекарственного препарата «спирт этиловый» занимается ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). Правоприменительная практика показывает, что с 1 сентября этот рынок стал в высокой степени прозрачным, поскольку ЛП Этиловый спирт теперь подлежит маркировке на первичной упаковке. Крайне сложно, практически невозможно отгружать спирт, попадающий в оптовое звено, производителям недобросовестного алкоголя», – заключил Александр Семёнов.
«При этом я сомневаюсь, что Минфину удастся собрать с помощью этой меры дополнительные 20 миллиардов налогов. И это точно не улучшит ситуацию со здоровьем населения: контрафактный алкоголь как выпускался, так и будет выпускаться. А введение акциза однозначно ударит по лекарствам с точки зрения повышения их стоимости. Эта ситуация нас беспокоит. Мы направили несколько запросов и на имя председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, и к ряду депутатов Госдумы. Мы инициировали обсуждение этого вопроса от имени Евразийской Ассоциации фармпроизводителей. Но уверенности, что здравый и экономический смысл возобладает — увы, нет»,– выражает тревогу представитель фарминдустрии.
Пьют и будут пить
Введение акциза на медицинский спирт не даст решения той задачи, для которой оно заявлено, считает глава ассоциации ЦИФРРА Вадим Дробиз.
«На самом деле это даже ухудшит ситуацию на рынке алкоголя. Сейчас часть нелегальной водки производится из качественного безопасного медицинского спирта. Как ни странно, это повышает качество нелегальной алкогольной продукции. Борьба с теневым рынком медицинского спирта, введение акциза могут привести к снижению качества этой продукции, которую покупают граждане, имеющие зарплаты ниже 20 тысяч рублей. К сожалению, такую продукцию покупали, покупают и будут покупать. Поэтому на смену нелегальному медицинскому спирту придёт какая-то другая, возможно, кустарная продукция. Водку можно производить хоть из домашнего самогона. Рынок легального алкоголя у нас 1 миллиард 100 миллионов литров в год, а суррогатного – более 400 миллионов литров в год», — рассказал Вадим Дробиз.
Доходы, которые государство собирается получить с помощью этой меры, могут оказаться значительно меньше, чем это заявлено, считает собеседник «Московской газеты».
Что касается сроков введения акцизов на медицинский спирт, то они, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова, будут зависеть от механизма, который позволит избежать повышения цен на «социально значимые медицинские препараты». С этой целью планируется ввести субсидии для производителей определенного вида лекарств. О том, что Минфин поддерживает идею облагать акцизом весь спирт, говорил глава ведомства Антон Силуанов. Он уточнял, что совместно с Минздравом разрабатывается вопрос о точечных субсидиях для предотвращения роста стоимости лекарств. В июле идею об акцизах на этиловый спирт озвучила председатель Совфеда Валентина Матвиенко.
-
Минздрав к 2022 году готовит реализацию реформы, согласно которой все пациенты смогут получать дорогостоящие лекарства б...21.09.2019 в 12:03:0074079
-
Федеральный координатор объединения «Безопасная столица» Владимир Каширов обратился к руководителю столичног...21.03.2019 в 16:27:005287
-
В Мосгордуме эту меру посчитали более действенной, чем штраф.26.11.2018 в 12:21:004166
-
Такая мера может быть предпринята для сокращения «бюрократических процедур».20.11.2018 в 18:10:004344
-
Нелегалов в фармацевтической отрасли будут штрафовать на сумму от 75 тыс. до 5 млн рублей (в зависимости от субъекта пра...15.10.2018 в 19:17:004546
-
Минздрав планирует провести проверку, а «Лига защитников пациентов» обратилась по факту в прокуратуру. ...15.03.2018 в 10:54:003477