Новость общества

Бизнесу рассказали о важности управленческого учёта в условиях повышенных рисков

Бизнесу рассказали о важности управленческого учёта в условиях повышенных рисков

Фото © «Московская газета»

24.12.2025 в 22:53:00
106

Больше трети владельцев малых и средних предприятий готовы закрыть свой бизнес в ближайшие полгода. Об этом свидетельствуют данные совместного опроса аналитического центра НАФИ, ассоциации «Опора России», Margam Market Research и Промсвязьбанка

20% респондентов сообщили, что рассматривают вариант закрытия бизнеса в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации, а ещё 13% могут прибегнуть к этой крайней мере даже в том случае, если обстановка на рынке останется без признаков улучшения. Ещё одной важной причиной прекращения деятельности компаний является отсутствие отлаженного бухгалтерского и управленческого учёта. Стремясь сократить издержки всеми доступными способами, владельцы малого и среднего бизнеса экономят на найме бухгалтеров и выбирают специалиста по принципу минимальной стоимости услуг, а не по компетентности. Такая политика приводит к ошибкам в отчётности, проблемам с налоговой службой и незамеченным вовремя кассовым разрывам. 

О том, может ли правильно поставленный управленческий учёт снизить риски закрытия бизнеса, шла речь на мероприятии «Как использовать управленческий учет для роста дивидендов», организованном «Московской медиагруппой» в лектории ассоциации «Деловое собрание». Своими знаниями с предпринимателями, юристами и финансистами поделилась основатель консалтинговой компании и онлайн-школы FAUDIX Наталья Гусева. 

«В некоторых случаях управленческий учёт может спасти бизнес от закрытия. И такой учёт нужен как крупному бизнесу, так и небольшим стартапам. Управленческий учёт помогает бизнесу избежать ошибок, более точно подсчитывать чистую прибыль и эффективнее управлять ликвидностью. А если у бизнеса есть прибыльность и ликвидность, значит, скорее всего, будут и дивиденды, и нераспределённая прибыль, которую можно использовать для развития и роста команды, для расширения бизнеса», — сказала Наталья Гусева.

По словам эксперта, в случае со стартапом управленческий учёт в виде финансового моделирования позволяет рассчитать первоначальные вложения и необходимое финансирование, а также понять, каким будет срок окупаемости проекта, определить необходимый объём продаж и цены, чтобы не оказаться в долгах и убытках. 

«Кроме того, управленческий учёт помогает грамотно сформировать резервы. Как я всегда говорю, резервы – это не те деньги, которые мы вроде как отложили в кубышку, но на самом деле должны кому-то отдать. Это часть нераспределённой прибыли, которую можно увидеть только в управленческом балансе. У 9 из 10 МСП нет управленческого баланса, поэтому компании не могут сформировать настоящие резервы. Они раскладывают по кошелькам или отправляют на депозиты деньги, которые на самом деле через некоторое время должны будут пойти на покрытие каких-то обязательств. И когда приходит время оплачивать счета поставщиков, погашать кредит или платить зарплаты, эти деньги из резерва приходится изымать и тогда на случай кризисной ситуации резерва не остается», — объяснила Наталья Гусева. Финансист подчеркнула, что невозможность сформировать резервы зачастую связана с тем, что предприниматель не обладает полной информацией о финансовом положении компании и не отслеживает, какие деньги действительно свободны, а какие зарезервированы для исполнения тех или иных обязательств.

Налоговый консультант, собственник бухгалтерского агентства Татьяна Сытник отметила, что времена, когда большая часть компаний могла пользоваться льготными налоговыми режимами, а требования к учёту носили практически рекомендательный характер, ушли в прошлое. В текущих условиях бизнес вынужден взрослеть и вспоминать о неписаных правилах, соблюдение которых позволяет выживать и развиваться. 

«Бизнес потерял то время, которое государство ему дало, облегчив бремя налоговой и административной нагрузки, чтобы он аккумулировал свои потоки в русло развития истинно твёрдых знаний — в формирование финансовой структуры, когда прибыль не воспринимается по ощущениям, а четко выведена в расчетных системах, когда собственник контролирует активы и обязательства, понимает риски. А бизнес вместо этого следовал модным трендам и советам из соцсетей. Мы вступаем в 2026 год, и, если бизнес, который какое-то время останется на плаву, не начнет владеть и управлять своими цифрами и показателями, на основании которых собственник сможет принимать верные управленческие решения, оказывать влияние на сотрудников, сберегать и приумножать активы, эффективно распределять ресурсы, увеличивать конкурентоспособность, а не искажать рынок демпингом, он рискует остаться за бортом», — сказала Татьяна Сытник. 

По мнению налогового консультанта, управленческий учёт способен помочь и в предотвращении банкротства, и при смене модели бизнеса на более эффективную в том случае, если прежняя перестала работать. 

«Я уверена, что не важен размер бизнеса, малый он или средний, ведь от качественно заложенного фундамента зависит его устойчивость в будущем. Как налоговый консультант хочу отметить важность постоянного нахождения бизнеса в правовом поле. Безопасность бизнеса даёт силы и возможности открыто развиваться, заявлять о себе и не нести дополнительные потери. Государство дало вектор развития финансовой грамотности, налоговой культуры, обучения навыкам управления бизнесом и полной оцифровки контроля. Стране нужен грамотный, эффективный, социально и экономически значимый бизнес, а если нарушаются законы экономики, запускаются циклы, разрушающие бизнес, и от этого страдает не только сам собственник, но и его сотрудники, доверившиеся его руководству и источнику постоянного заработка», — констатировала Татьяна Сытник.

Основатель «Московской медиагруппы» Валерий Ивановский рассказал, что многие предприниматели, как показывают исследования, приходят в бизнес под влиянием случайных обстоятельств, что предопределяет и стратегии развития, и результаты, которые они получают, особенно в условиях повышенных рисков. 

«Собственники бизнеса называют две главных цели своей деятельности – зарабатывание денег и самореализацию. Причём под самореализацией понимается большое количество различных состояний, которые они могут достичь, но всегда они ориентированы на удовлетворение и счастье. Хотя существуют и более точные, обоснованные формулировки и механизмы самореализации в бизнесе. Что касается денег, их следует воспринимать как необходимый, но недостаточный показатель успешности бизнеса», — подчеркнул эксперт.

По словам Валерия Ивановского, управленческий учёт позволяет более эффективно распоряжаться имеющимися денежными средствами и помогает создать наиболее эргономичный внутренний каркас, форму бизнеса, однако не менее важным фактором является содержание бизнеса, которое базируется на мировоззрении собственника. Для его формирования необходимы научно подтверждённые знания в области социальной психологии и таких прикладных направлений, как PR и реклама. 

«В наступающем году важно будет сосредоточиться не только на разработке алгоритмов, связанных с деньгами, но и на формировании в голове предпринимателя чёткой непротиворечивой картины мира, которая позволит адекватно воспринимать окружающую действительность, осознавать цели бизнеса и смысл всей своей жизни. Таким образом, наиболее эффективным рецептом ведения бизнеса будет сочетание управленческого учёта и стратегически выверенного плана продвижения, сочетающего позиционирование, брендирование, PR и рекламу», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Управленческий учёт, бизнес, Московская медиагруппа, Деловое собрание
Поделиться
Похожие новости