Новость общества

Что Китай будет строить в России и кому это больше нужно

Что Китай будет строить в России и кому это больше нужно

Фото © «Московская газета»

30.01.2024 в 11:37:00
1422

Собеседники «Московской газеты» – о российской-китайской взаимозависимости. Политолог Константин Калачёв считает, что сотрудничество стран в большей степени выгодно Пекину. По мнению китаеведа Александра Лукина, КНР нуждается во внешнем рынке для применения производственных мощностей и рабочей силы, поскольку в самой стране их развитие может быть проблематичным

На конференции по российско-китайскому торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Китаем были подписаны 55 соглашений по разным проектам на сумму около 2 млрд рублей. Проекты охватывают сферы складирования, транспортной инфраструктуры, финансовых услуг, импорта и экспорта. Каковы реальные перспективы российско-китайских взаимоотношений?

С 2010 года Китай является главным торгово-экономическим партнёром России, сказал «Московской газете» научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин:

«В 2023 году торговый оборот с КНР превысил 200 млрд долларов: для России это очень много, для Китая – не так много, как с США, Японией и т.д., но всё равно заметная цифра. Видимо, сейчас подписаны какие-то перспективные инвестиционные проекты. Для инвестиций 2 млрд долларов – это приличная сумма. Скорее всего, Китай будет вкладываться и строить в России такие объекты, как дороги, склады и т.д. Китайские инвестиции в РФ значительно превышают российские в КНР. Это свидетельствует о значительном развитии российско-китайских отношений, которые и так находятся на высоком уровне».

Транспортная инфраструктура в КНР развита лучше, чем в России, отметил учёный.

«В своё время говорили о планах строительства скоростных поездов в России и соответствующей железнодорожной сети. Но пока что эти планы не были реализованы. А в Китае – самая большая в мире сеть железных дорог со скоростью движения до 300 км/час, и этот показатель хотят еще увеличить. Если говорить об автомобильных дорогах, то в КНР их строить уже практически негде; китайские производственные мощности и рабочую силу надо использовать в других странах, чтобы решить проблему начинающейся безработицы. А в России просто непочатый край работы. Есть разные схемы того, как эти проекты будут окупаться для Китая: например, компания-инвестор получает деньги с платной дороги, в строительство которой вкладывалась, и через некоторое время это окупается. В Таджикистане китайцы строили трассы по этой схеме», — рассказал Александр Лукин.

Китайская экономика сейчас переживает не самый хороший период, заметил эксперт:

«Это связано и с пандемией, и с некоторыми экономическими мерами, введёнными правительством. Растет уровень заработной платы в Китае, инвестиции становятся уже не такими выгодными. республика пытается развивать внутренний рынок, но это получается довольно медленно, потому что изначально его мощности были направлены на экспорт. Но надо понимать, что китайские проблемы отличаются от проблем многих других стран. Замедление роста с 14% в год до 5-6% для некоторых государств – недостижимые цифры, и они всё равно выше среднемирового роста. К тому же разрыв между российской и китайской экономикой всё время увеличивается, 10% китайской экономики – это, грубо говоря, вся российская. При этом Китай – дружественная страна у российских границ, и экономическое сотрудничество между странами растёт».

«СМИ писали, что в Китае может решиться судьба еще одного газопровода из России, все ждали новости про «Силу Сибири-2» – что с этим проектом будет, когда и как. Я тогда был почти уверен, что вряд ли что-то изменится, и в итоге так и получилось, — сказал в беседе с «Московской газетой» политолог Константин Калачёв. — Но это не означает, что проект остановлен – работы по нему продолжатся. Но если бы все договорённости были достигнуты, это был бы настоящий прорыв в российско-китайских отношениях. В остальном всё происходит позитивно, однако, в большей степени, в интересах Китая».

Китай занимает российский рынок высокотехнологичных товаров, китайские телевизоры, автомобили, смартфоны стоят на первых местах по продажам в РФ, отметил политолог.

«Россия же поставляет сырье, сельхозпродукцию и прочее, в чем нуждается КНР. Что товарооборот растёт, это хорошо. Плохо, что китайцы не собираются делиться технологиями и, похоже, не планируют строить здесь производства, кроме, так скажем, «отвёрточных». Торговые пути тоже идут в обход России. В общем, партнерство развивается: за прошедший год экспорт из Китая в Россию увеличился на 46,9% и составил около $110,97 млрд, но есть проблемы. Доля Китая в российской торговле составляет почти треть. Однако для Китая Россия остается куда менее значимым торговым партнером, доля РФ в товарообороте КНР около 4%. Но главное даже не эти цифры, а содержание торговых связей», – заключил Константин Калачёв.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Россия, Китай, товарооборот, отношения
Поделиться
Похожие новости