Ситуацию на рынке финансовых услуг сравнили с «диким западом»

Эксперты рассказали о возможных путях наведения порядка на рынке финансовых услуг
В непростых и быстро меняющихся экономических условиях бизнес нередко нуждается в услугах финансовых консультантов. Однако рынок таких услуг в России остаётся неурегулированным, и специалисты в финансовой сфере, как и сами предприниматели, жалуются на большое количество предложений от людей, называющих себя финансистами, но не обладающих необходимыми знаниями и предоставляющих некачественные или необоснованно дорогие услуги.
Основатель компании и онлайн-школы FAUDIX Наталья Гусева назвала ситуацию на рынке финансовых услуг похожей на «дикий запад» и призвала ввести государственное лицензирование финансистов, которое бы сопровождалось проверкой их квалификации.
«Отсутствие чётких требований к квалификации специалистов порождает хаос. Финансами занимаются люди без профильного образования и опыта — просто потому, что это стало модным. Свою роль сыграли и онлайн-курсы с громкими обещаниями: «станьте финансовым директором за месяц и зарабатывайте сотни тысяч рублей». На практике — ни знаний, ни понимания ответственности, ни реальных результатов. В отличие от бухгалтерии, где хотя бы частично существуют законодательные нормы и ответственность, в финансовом консалтинге царит полная анархия. Хотелось бы видеть здесь больше порядка», — заявила Наталья Гусева.
«Московская газета» узнала мнения и других экспертов о том, действительно ли рынок финансового консалтинга сталкивается с такими серьёзными проблемами и нужно ли вводить лицензии.
Проблема актуальна
«Проблема актуальна. Но банальные способы решения — как законодательные ограничения или создание саморегулируемой организации (СРО) — ее не решат. Скорее всего, они приведут к удорожанию стоимости услуг у профессионалов и уходу в тень тех, кто предоставляет услугу без достаточного опыта. Из этой тени они спокойно продолжат свою «подрывную» деятельность, но уже легче обходя закон и перестав платить налоги. Единственный способ навести порядок — приложить максимум усилий для образования и просвещения потребителей подобных финансовых услуг. Стоит развивать финансовую грамотность и информированность населения. Причем сейчас неплохо программы финансовой грамотности работают в ВУЗах и школах, но о тех, кто давно их закончил, мало кто заботится. В среднем в год мы получаем всего 2-3 запроса от крупных компаний о сотрудничестве в плане развития финансовой грамотности среди работников. И чаще всего клиентами в этом плане становится управленческий состав, у которого и так всё неплохо с этим вопросом», — рассказала аналитик ФГ «Финам» Юлия Афанасьева.
Обещают «золотые горы»
Доцент РГУ СоцТех, член общественного совета при Минобрнауки России Инна Литвиненко выразила уверенность в том, что государственное лицензирование в данной сфере необходимо. По её словам, лицензии нужны в любом консультировании, особенно если речь идёт о финансовых активах граждан и юрлиц.
«Оказание консультации, влекущей за собой как возможный рост, так и возможное банкротство, обязано быть регламентированным со стороны государства. Ведь в дальнейшем именно последствия консультации псевдофинансистов ложатся на «плечи государства». Если со стороны правительства предпринимается масса мер для поддержки малого и среднего бизнеса, то необходимо помочь ему уберечься от непрофессиональных финансовых консультантов. По сути, они ничем не отличаются от мошенников — вводят в заблуждение, обещая «золотые горы», а в итоге большинство случаев заканчивается фатально для бизнеса и для накоплений граждан», — отметила Инна Литвиненко.
Найти баланс
Политолог, доктор делового администрирования (MBA/DBA) Роман Синицын призвал осторожно относиться к госрегулированию и наряду с контролем со стороны государства дать больше свободы действий для самих сообществ финансистов.
«Главный вызов в том, чтобы найти баланс. С одной стороны, нужны четкие критерии и высокие стандарты для входа в профессию, чтобы защитить рынок от дилетантов и мошенников. С другой стороны, избыточное регулирование может создать необоснованные барьеры и ограничить конкуренцию. Один из возможных ориентиров — пример юридической отрасли. Сегодня без диплома о высшего юридического образования невозможно представлять интересы клиентов в арбитражных судах, судах апелляционной и кассационной инстанций. По сути, действует адвокатская монополия на судебное представительство. Это серьезный фильтр, отсекающий непрофессионалов. Но этот фильтр вызывает много вопросов. Если бы вместо этого существовали саморегулируемые организации (СРО), то юридическое сообщество могло бы само регулировать себя максимально эффективно. Однако в финансовом консалтинге одного образовательного ценза недостаточно. Ведь теоретические знания обретают ценность только в сочетании с практическим опытом и деловой репутацией. Поэтому акцент нужно делать не только на формальных «корочках», но и на реальных компетенциях», — считает Роман Синицын.
Инструмент регулирования
Эффективным инструментом регулирования деятельности финансовых консультантов могло бы стать стимулирование их вступления в профессиональные гильдии или СРО.
«Объединение профессионалов в СРО позволит, во-первых, выработать единые стандарты и этические нормы деятельности, закрепив их в кодексах и регламентах, а во-вторых, контролировать соблюдение этих стандартов всеми участниками рынка и применять санкции к нарушителям вплоть до исключения из сообщества. Кроме того, появилась бы возможность вести публичные реестры проверенных специалистов с подтвержденной квалификацией и безупречной репутацией. Профессиональные сообщества смогут участвовать в формировании независимых рейтингов консультантов на основе объективных критериев: опыта, портфолио проектов, отзывов клиентов. СРО смогут выступать арбитром в спорах между консультантами и заказчиками, обеспечивать их справедливое разрешение. Членство в авторитетной СРО станет для консультантов знаком качества, подтверждением их профессионализма и надежности. А для бизнеса — ориентиром при выборе компетентного советника и гарантией ответственного подхода. При этом СРО, формируемые самим профессиональным сообществом, смогут более гибко и прицельно, чем государственные структуры, подходить к оценке квалификации своих членов. Кроме формального образования они будут учитывать опыт, специализацию, реальные достижения и деловую репутацию каждого консультанта», — добавил эксперт.
База для профессионалов
По словам Романа Синицына, профильное образование остаётся базой для профессионалов, но нуждается в реформировании.
«Нужны актуальные программы, нацеленные на практическое применение знаний. Необходимо активнее привлекать к преподаванию специалистов-практиков, развивать партнерство университетов с бизнесом и профессиональными ассоциациями. При этом важно понимать, что образование — это лишь старт профессионального пути. Путь к вершинам мастерства лежит через годы практики и непрерывное совершенствование навыков. Поэтому неотъемлемой частью саморегулирования должны стать требования к регулярному повышению квалификации. Профессиональные курсы, семинары, конференции, менторские программы позволят консультантам всегда быть на острие актуальных тенденций и лучших практик», — резюмировал эксперт.
Присутствует путаница
Финансист частной практики Наталья Неснова согласна с тем, что лицензирование в некоторых областях финансовой деятельности было бы полезным, но призвала и самих клиентов внимательно относится к компетенции специалистов, адекватно оценивать их предложения и обращать внимание на важные нюансы.
«Говоря о лицензировании деятельности финансовых консультантов, очень важно изначально различать направление деятельности. Здесь, на мой взгляд, присутствует путаница. Кто-то работает с денежным мышлением и ведет игру Cash Flow или продвигает какие-то банковские продукты за определенную комиссию, именуя себя финансовым консультантом, кто-то помогает формировать инвестиционную стратегию и инвестиционный портфель физическим и юридическим лицам, кто-то, как я, будучи финансистом частной практики, работая с предпринимателями, помогает выстраивать в их бизнесах систему управления финансами. И это все кардинально разные виды деятельности с разными методиками, результатами, требованиями и продуктами. На текущий момент только второй вид деятельности предполагает обязательное получение определенной аттестации для специалистов финансовых рынков и лицензии на осуществление брокерской/дилерской деятельности на рынке ценных бумаг для юрлиц, консультирующих клиентов по вопросам инвестиционной стратегии и подбора эффективного инвестиционного портфеля для обеспечения диверсификации финансовых рисков и максимальной доходности. Считаю, что эта мера оправдана и позволяет повысить не только уровень доверия к аккредитованным экспертам, но еще и сохранить и преумножить капитал доверителей. Но это требование не позволяет говорить о чистоте рынка консалтинговых услуг в данной области, где всё-таки сохраняется доля «информаторов», далеких от профессионального суждения», — рассказала собеседница издания.
Не поддаваться на маркетинговые уловки
«Если говорить о потенциальном лицензировании деятельности остальных двух направлений, то, на мой взгляд, первое направление никакого отношения к финансовому консалтингу не имеет. Третье, которым занимаюсь я, относится к области финансового менеджмента, и консалтинг здесь демонстрирует внешнюю роль специалиста или группы специалистов в выстраивании и поддержании финансовой функции бизнеса на профессиональном уровне. На текущий момент отсутствие лицензирования этого вида деятельности порой усложняет процесс поиска исполнителя и рождает огромную дифференцированную стоимость на рынке консалтинговых услуг из-за демпинга дилетантов, сотрудничество с которыми бросает тень в целом на финансовый консалтинг, подрывая доверие потенциальных клиентов, которые нуждаются в профессиональной помощи. Лицензия данного вида деятельности – как критерий повышения доверия, тоже не является панацеей. Важно смотреть комплексно на оценку профессионализма исполнителя – на наличие и качество профильного образования специалиста и его команды, включая допобразование, курсы профпереподготовки и повышения квалификации, собственный опыт и достижения, наличие сертификатов, а как преимущество ещё и членство в профессиональных сообществах, культурный код и профессиональную этику. И, конечно, не поддаваться на маркетинговые уловки, к которым порой прибегают дилетанты, давая твердые обещания, например, повысить прибыль на 30% в первый же месяц. Любой профессионал знает, что невозможно ничего обещать в бизнесе, с которым еще даже не знаком. Чтобы навести порядок нужно время на проведение аудита и восстановление отчетности, без чего любые обещания – просто маркетинговый крючок», — резюмировала Наталья Неснова.
Компетенции и образование
Руководитель кировской компании «Бухгалтер и Я» Татьяна Максимчук отметила, что вопрос лицензирования деятельности финансистов является крайне актуальным и наболевшим.
«Человеку со стороны практически невозможно проверить компетентность в профессиональной сфере. Он может наткнуться как на суперспециалиста, так и на абсолютно некомпетентного человека. Лицензирование бухгалтерской деятельности я поддерживаю, поскольку это крайне необходимо для нашей отрасли. С точки зрения финансистов, я думаю, это тоже очень актуально, но этот вопрос скорее всего будет более отодвинут по времени. Дело в том, что сфера бухгалтерии в законодательстве описана довольно четко. В этих рамках лицензировать бухгалтерскую деятельность гораздо проще. А с точки зрения работы финансиста границы так чётко не определены. То есть нужно сначала определяться, что конкретно делает финансист, что входит в его обязанности, чем он управляет, и уже от этого отталкиваться при определении навыков, компетенций и образования», — пояснила Татьяна Максимчук.
По её словам, можно выделить такие направления, как бухгалтерский и налоговый учёт, управленческий учёт и финансовое направление, которое можно назвать наиболее сложным.
«Вот если бы это всё прописать и конкретизировать — это было бы идеально! Поскольку в сфере бухгалтерии и финансового учета решения, которые принимаются на основании комментариев специалистов и их рекомендаций, могут нести для бизнеса не только колоссальный успех, но и риск больших ошибок, которые могут быть отсрочены по времени и не могут быть сразу оценены, я считаю, что нужно определиться с кругом обязанностей финансистов и сделать вхождение на рынок более структурированным. Это повысит и ценность услуг таких специалистов», — заключила собеседница издания.
-
Российская Академия Наук прогнозирует пятипроцентное увеличение ВВП, начиная с 2021 года23.10.2017 в 13:46:005113
-
«Экономика Москвы в 2017 году растет по всем основным направлениям, при этом особо стоит отметить развитие реально...11.10.2017 в 09:33:006628
-
К такому выводу пришли авторы доклада, опубликованного на сайте американской некоммерческой экспертной организации &laqu...23.08.2017 в 12:42:005071
-
Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил рост российской экономики в 2017 году на 1,4 процента.24.07.2017 в 12:26:004733
-
В преддверии предстоящего в среду отчета о работе правительства в 2016 году, премьер-министр Дмитрий Медведев встретился...17.04.2017 в 16:10:004440
-
В этом месяце исполняется 15 лет с того момента когда Евгений Максимович Примаков возглавил Торгово-промышленную палату....15.12.2016 в 10:22:004507