Новость общества

Что может заставить Россию терять 1,5 млн барр. экспортируемой нефти в сутки

Что может заставить Россию терять 1,5 млн барр. экспортируемой нефти в сутки

Фото © «Московская газета»

23.11.2022 в 14:04:00
1941

Цены на нефть на мировом рынке упали из-за опасений по поводу китайской экономики как мирового потребителя топлива. «Московская газета узнала, в какой ситуации может оказаться зимой российский нефтяной экспорт

Одним из ключевых факторов, негативно влияющих на нефтяные цены, стала ухудшающаяся эпидемиологическая обстановка в Китае, где отмечается рост смертности от коронавируса, поэтому риски ужесточения карантинных мер там продолжают расти, сообщил «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.

«Число новых случаев заболевания COVID-19 в Китае остается близким к апрельским пикам, поскольку страна борется со вспышками по всей стране и в крупных городах. Школы в районах Пекина в понедельник перевели на онлайн обучение, а чиновники попросили жителей оставаться дома из-за роста числа случаев заболевания. На этом фоне инвестиционный банк Goldman Sachs понизил прогноз по Brent в IV квартале 2022 года со $110/барр. до $100/барр. из-за опасений по поводу перспектив китайской экономики», — рассказал аналитик.

Помимо перспектив ослабления спроса на топливо в Китае, восстановление курса доллара США также оказывает давление на нефтяные цены, сказал эксперт.

«Ястребиные» комментарии руководства Федеральной резервной системы США на прошлой неделе вызвали опасения по поводу экономической ситуации в США. В понедельник днем индекс доллара торгуется на отметке 107,8 п. против уровня 106 п., показанного на прошлой неделе» — отметил Александр Потавин.

По мнению аналитика, ещё один фактор, который негативно влияет на нефтяные цены – нефтепереработчики накопили запасы в преддверии эмбарго ЕС на российскую нефть в начале декабря.

«Переработчики сырья из Европы ощутимо нарастили закупки нефти в других странах и в ноябре-декабре законтрактовали даже чуть больше, чем нужно для нормальной работы. По данным Refinitiv Eikon, импорт нефти из Латинской Америки в ЕС в этом году вырос на 180 тыс. барр./сутки, из США — на 300 тыс. Барр./сутки. Плюс к этому, упал спрос со стороны Индии: закупки российской нефти снизились из-за того, что потребители хотят понять, как заработает эмбарго и каким будет ценовой потолок на нефть из РФ», — отметил Александр Потавин.

Возможно, после прояснения ситуации закупки сырья возобновятся, аналитик ГК «Финам»: «В Китае сейчас крупнейшая вспышка коронавируса, которая бьет по экономике. Но политика нулевой терпимости со временем приведет к победе над заболеванием, и Китай будет выходить из застоя быстрыми темпами, а значит, весь отложенный спрос, который скопился у населения, отыграется потом ростом мобильности, спроса на нефть и подъемом цен».

Основная причина снижения цен на нефть связана с европейским рынком, сказал «Московской газете» эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«В преддверии эмбарго 5 декабря на российскую нефть западные страны очень активно закупались нефтью, заключали контракты на поставку и очень преуспели в этом, — подтвердил эксперт аналитику «Финама». — Большие объёмы нефти из Латинской Америки, Ирака и США были перенаправлены в Европу. Сейчас на европейском рынке возникло не то, чтобы затоваривание, но определённый избыток предложения. Настроения на рынке сейчас спокойные, и помимо того, что цены, в общем-то, снижаются, снижается и разница в ценах между Brent и, например, марками американской нефти: Европа не готова переплачивать за альтернативу российской нефти».

Что будет на нефтяном рынке после Нового года, прогнозировать трудно, отметил Алексей Белогорьев.

«Неопределённость связана с тем, удастся ли России после 5 декабря перенаправить выпадающие объемы экспорта на восточный рынок и хватит ли для этого морского транспорта. На этот счёт есть разные оценки. Я думаю, что будет одномоментный шок, связанный как с недостатком танкеров, проблемами страхования, так и с тем, что в преддверии 5 декабря многие компании, в том числе индийские, побоятся контрактовать нефть из России из-за неопределенности с деталями эмбарго: покупатели из Индокитая очень чувствительны к любым санкциям со стороны США. По моим оценкам, потеря экспорта может составить до 1,5 миллионов баррелей нефти в сутки, и исправить ситуацию удастся только к лету. При этом, российские компании будут стремиться к поставкам нефти с наиболее коротким транспортным плечом. То есть, в приоритетах окажутся Китай и Турция. Проблемой будет удалённый рынок Индии, а ведь это ключевой рынок, принявший на себя поставки российской нефти», — сообщил Алексей Белогорьев.

О дефиците судов российского флота «Московская газета» уже писала. К настоящему моменту собеседник «Московской», управляющий партнёр Адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов только подтверждает такие оценки.

«Дефицит современного тоннажа на российском рынке сохраняется. Решение этого вопроса, скорее всего, будет идти в первую очередь по пути быстрой покупки недостающего тоннажа у «дружественных» стран, в кооперации с ними или через реновацию старого флота советской постройки. Уже сейчас мы наблюдаем активный интерес владельцев к танкерам на продаже: это и нефтетанкеры, и химовозы, и газовозы. Кто-то из судовладельцев и импортеров уже в процессе покупки, кто-то смотрит рынок», — отметил Кирилл Маслов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, нефть, экономика, экспорт
Поделиться
Похожие новости