Новость общества

Эффективность концессий в социальной стройке оказалась под большим вопросом

Эффективность концессий в социальной стройке оказалась под большим вопросом

Фото © «Московская газета»

06.12.2024 в 19:18:00
1454

Собеседники «Московской газеты» проанализировали, какие результаты показал механизм концессий (государственно-частного партнёрства) в социальном строительстве в регионах

В Госдуме подвергли критике эффективность концессий (государственно-частного партнёрства) в сфере социальных объектов, спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что стоимость концессионного строительства в 2-3 раза превышает стоимость строительства в рамках федеральных программ, и назвал в числе проблемных в этом отношении регионов Новосибирскую, Самарскую и Тамбовскую области.

Новосибирская область в свое время заключила большое количество концессий для строительства социальной и транспортной инфраструктуры, однако довольно быстро выявились все те недостатки, о которых сейчас так убедительно рассказывает спикер Госдумы Вячеслав Володин, рассказал «Московской газете» политолог Алексей Мазур (Новосибирск).

Первой была заключена так называемая «мусорная концессия» — концессионер ООО «Экология-Новосибирск» должен был построить два современных мусорных полигона и два мусоросортировочных комплекса ещё до 2020 года. Взамен концессионер получал монополию на мусорный рынок и гарантии дохода от областного бюджета. Затем последовала «мостовая концессия» — по ней в Новосибирске строится четвертый мост через Обь, затем концессии по поликлиникам и школам (должны были построить 7 поликлиник и 6 школ). Еще на старте концессий отмечалось, что итоговая стоимость строительства по концессии будет существенно выше, чем если бы те же объекты строились просто за бюджетный счет по конкурсу. Но чиновники говорили, что зато социальная инфраструктура будет построена быстро», — сказал Алексей Мазур.

«Мусорная концессия» провалилась, не построено ничего, первый концессионер ушел в банкротство, его руководство — под уголовными делами. Следующий концессионер (по следующей «мусорной концессии») пока работает и является регоператором, но его руководитель тоже оказался в СИЗО по обвинению в хищениях» — напомнил Алексей Мазур.

Концессионное законодательство в том виде, в котором оно было принято — это, образно говоря, «продажа одного метра границы», считает политолог.

«Собственно, даже двух «границ». Одна «граница» — это конкурсные процедуры, которые проводятся в тех случаях, когда объекты строятся за бюджетные деньги. На таких торгах стоимость строительства часто существенно падала. В случае же с концессиями конкурсные процедуры существенно менее жесткие и не приводили к реальному снижению цены. Другая «граница» — это запрет для региональных и местных бюджетов влезать в долг выше некоторого лимита. Но в данном случае займ называли «концессией», а проценты по нему — «выплатой концессионеру». И таким образом бюджет Новосибирской области набрал обязательств на десятки миллиардов рублей. Ведь «концессия здорового человека» предполагает, что концессионер берет во временное управление (концессию) у государства нечто, что приносит доход. Он модернизирует это «нечто», повышает тем самым доход, получает его некоторое время (чтобы отбить вложения) и возвращает государству. Но как в концессии могут отдаваться школы и поликлиники? Какой там доход предполагается, кроме как выплаты из собственного бюджета? Никакой. Это ни что иное, как заем средств, де-факто», — заключил Алексей Мазур.

В Тамбовской области, также упомянутой Володиным в числе проблемных регионов, об успешности концессионных практик также говорить не приходится. Соглашение, заключённое властями региона с «РКС-Тамбов» для модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, обернулось задержками в выполнении работ и спорами чиновников с коммерсантами по поводу темпов повышения тарифов на ЖКУ. Другим примером государственно-частного сотрудничества с туманными перспективами стало концессионное соглашение о постройке крупного мусоросортировочного и утилизационного комплекса, известного в регионе под названием экотехнопарк «Центральный». Объект до сих пор так и не построен, а местные жители требуют отказаться от проекта, указывая на опасность нанесения большого вреда экологии. Тем временем вывозить мусор из населённых пунктов оказалось практически некуда и приходится прибегать к временной схеме транспортировки, предполагающей вывоз большей части отходов на небольшие муниципальные полигоны. Если же экотехнопарк всё-таки будет построен и начнёт принимать отходы, жителей, скорее всего, ожидает повышение тарифов на вывоз ТКО в несколько раз для возмещения расходов компании-концессионера.

Когда говорят о подорожании строек и объектов в контексте концессии, то обязательно проводят аналогии с госзаказом, рассказал «Московской газете» член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.

«По госзаказу получается строительство школ и детсадов действительно дешевле, хотя механизм определения цены совершенно разный. Да, четкого законодательного разделения госзаказа и концессии, по сути, нет. Хотя есть различия в подходе определения поставщиков в госзаказе и концессионера для ГЧП (государственно-частного партнёрства). Ведь главная цель ГЧП – чтобы инвестор мог заработать на объекте, «отбить» свои затраты. При этом, на самом деле и ГЧП в 2010-2011 годах не задумывалось для строительства школ и других соцобъектов. Этот инструмент появился в первую очередь для решения проблемы обветшалой инфраструктуры ЖКХ и построения транспортного каркаса. Тут логика ГЧП работает — инвестор вкладывается в сети или теплообъекты и получает потом свою долю (правда, в некоторых регионах такая схема привела к росту тарифов и появлению местечковых монополистов). Но потом появились майские указы Президента от 2018 года, в котором были прописаны нормативы по увеличению мест в школах и детских садах. Попутно с этим бурно начало развиваться строительство жилья взамен ветхого и расширение кварталов. Собственных ресурсов на исполнение майских указов у регионов не всегда хватало, и субъекты решили воспользоваться ГЧП для строительства школ и детских садов на определённых инвесторами условиях. А ведь цена на такие проекты определяется другим методом. Да и как в будущем инвесторы будут отбивать затраты на школах? Сдавать их в аренду? Вводить платные классы? Замечу, что только в 2023 году глава Минфина России Антон Силуанов признал неправильным использование ГЧП для строительства «социалки», поскольку инвесторы не получает стабильного источника денежного потока и пытаются заработать только на стройке. Еще один момент: чтобы осилить ГЧП регионы брали коммерческие кредиты, поэтому инвесторами соцобъектов выступали не только застройщики, но и банки. В 2023 году Антона Силуанова не услышали», — заключил Дмитрий Тортев.

К сожалению, в практике применения механизмов государственно-частного партнерства в строительстве и ЖКХ есть большая разница – как день и ночь, отметил в беседе с «Московской газетой» лидер движения «ЯУправдом» Сергей Креков.

Средства инвесторов играют ключевую роль в строительстве и развитии дорог по всей стране, но в случае ЖКХ опыт реализации концессий — скорее основание для массового возбуждения уголовных дел, чем повод для публичного обсуждения. Так, например, в Волгограде подошел к концу концессионный проект по управлению системами водо- и теплоснабжения. Власти региона объявили, что бывший инвестор «вышел из проекта», которым теперь займутся компании, подконтрольные администрации. В феврале 2021 года мэрия Новосибирска, МУП «Энергия», областное правительство и компания СГК досрочно расторгли две концессии, по которым СГК за шесть лет должна была вложить в ремонт теплосетей и котельных города больше 600 миллионов рублей. СГК вложила, но не всё. И так можно продолжать до бесконечности, а исключения лишь подтверждают общий вывод о некоторой несостоятельности механизмов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ. В результате не удается не только произвести модернизацию коммунальной инфраструктуры, более того, возвращенные от концессионера сети находятся в удручающем состоянии и требуют больший объем средств на модернизацию, чем до передачи в рамках механизма государственно-частного партнерства. Не помогают даже принципы ускоренной индексации тарифов для концессионеров, которые позволяют повышать их большими темпами, чем утвержденный в ежегодном постановлении правительства России размер индексации», — рассказал Сергей Креков.

Ключевая проблема тут одна – сам механизм государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, по которому местные и региональные власти передают в концессии коммунальную инфраструктуру под обязательства вложить в их модернизацию средства инвестора, считает лидер движения «ЯУправдом».

«Вот тут и начинаются вопросы. Во-первых, можно получить в пользование имущество стоимостью сотни миллионов или миллиарды рублей, не потратив ни копейки. Во-вторых, нередки случаи, когда средства, получаемые за поставку коммунальных ресурсов, выводятся, воруются, либо вносятся под видом исполнения инвестиционных обязательств концессионера. В-третьих, для максимизации своего дохода инвестор не только не вкладывает свои средства, но и снижает текущие расходы, обычно начиная с сокращения персонала и т.п.», — перечислил собеседник.

«Нужно прекратить существующую практику передачи коммунальной инфраструктуры в руки инвесторов под обязательства инвестиций в их модернизацию, — считает Сергей Креков. — Для привлечения частных средств целесообразно использовать другой механизм. Первое: необходимо создать на базе имеющихся коммунальных предприятий акционерные общества, укрупнив их по региональному или отраслевому принципу. Такие компании должны быть настолько крупными, чтобы могли стать привлекательными для инвесторов. Второе: для этих компаний должен быть создан механизм привлечения средств инвесторов на рынке ценных бумаг под гарантии государства. Также можно использовать остатки на счетах региональных операторов капитального ремонта для размещения в этих ценных бумагах. По информации Генерального прокурора России, их объем исчисляется 100 миллиардами рублей плюс средства на индивидуальных счетах накопления. Это позволит нам сохранять накопления на проведение капремонта многоквартирных домов, защищая их от обесценивания, а также получить средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры».

Ранее ФАС разработала проект постановления правительства, предусматривающий расширение перечня оснований для изменения условий концессионных соглашений в ЖКХ. Соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
строительство, концессия, социальные объекты
Поделиться
Похожие новости