Новость общества

Эксперты высказались о предложенных Путиным мерах поддержки строителей

Эксперты высказались о предложенных Путиным мерах поддержки строителей

Фото: Московская газета/Жанна Гавшина

25.06.2020 в 12:34:00
1368

Специалисты полагают, что инициативы президента простимулируют отрасль, но она движется в неправильном направлении

В ходе обращения к нации, состоявшегося во вторник, 23 июня, Владимир Путин, рассказав о ситуации с пандемией коронавируса, также объявил об очередных мерах поддержки граждан и бизнеса. В своей речи президент упомянул и строительную отрасль, которая, по его словам, страдает от забюрократизированности. Наметив изменить эту ситуацию, глава государства заявил о переводе ряда обязательных норм в разряд рекомендаций и расширении льготного ипотечного кредитования на сумму до 12 миллионов рублей в Москве и до 6 миллионов в российских регионах.

Однако помимо предположений о росте рынка жилья и соответствующих плюсов для смежных отраслей промышленности звучат и опасения по поводу того, что анонсированные меры могут не только простимулировать строительную отрасль, но и привести к падению качества возводимых объектов и их безопасности. О том, насколько обоснованны эти предположения, «Московская газета» поинтересовалась у представителей экспертного сообщества.

Алексей Кротов, почетный строитель Москвы, член Союза архитекторов России

«Стимулировать отрасль не имеет смысла, потому что она идет не в том направлении. Москва, да и другие крупные города уже переполнены, я уже об этом говорил неоднократно. В Москве любой ливень приводит к потопу, любое движение по автотрассам к заторам. С каждым годом становится только хуже. К сожалению, мы пошли по пути развития Юго-Восточной Азии, с крупнейшими городами. Нельзя этого делать. У нас колоссальнейшие территории, которые и нужно развивать. А превращение ряда действующих норм в рекомендации, на мой взгляд, приведет только к одному — к увеличению прибыли крупных девелоперских и строительных компаний. Качество жизни при этом, повторюсь, будет только хуже. Несколько лет назад уже убрали нормы по инсоляции и потеряли по часу низкого солнца весной и осенью, что обязательно скажется на здоровье, особенно молодого поколения. А для чего это было сделано? Чтобы повысить этажность.

У нас есть нормы по пожарной безопасности, по расстояниям от жилых домов. Например, дорога, по которой движется пожарная машина, должна находиться в пяти или в восьми метрах от десятиэтажного жилого здания и 8–10 метров, если здание выше 10 этажей. При точечной застройке эти требования невозможно соблюсти. Вот вам проблема с доступом пожарной техники на площадку во время чрезвычайных ситуаций. Она уже и сейчас не может проехать из-за личного автотранспорта, которым все забито. Потому что нормативы количества автостоянок на жилой дом постоянно сокращаются.

Дома от пересмотра или отмены этих норм, конечно, не рухнут. Но речь о другом: в случае какой-то чрезвычайной ситуации в таком наглухо застроенном городе последствия ее непредсказуемы и мы можем получить настоящую катастрофу. Система становится настолько сложной, что перестает быть управляемой. Мы сейчас пытаемся поддержать строительный сектор там, где ему работать не надо: в городе, который переполнен. Нормы сковывают строителей, вот они и пытаются отменить эти нормы. Но такая политика, в конечном счете, приведет к хаосу», — считает Алексей Кротов.

По мнению эксперта, излишняя забюрократизированность отрасли заключается не в действующих строительных нормах, а в большом количестве ненужных согласований, которые проходят утверждаемые проекты.

«Необходимость таких согласований не только усложняет строительство, но и ведет к коррупции, когда  «до 30% стоимости объекта — это, что называется, отступные чиновникам», — уверен собеседник «Московской газеты».

Николай Алексеенко, генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» ОНФ

«Сейчас пока сложно сказать, какие именно нормы будут в дальнейшем иметь рекомендательный характер — этим занимается специальная рабочая группа. Надеемся, что присутствие в ней представителей регуляторов и бизнеса позволит найти необходимые решения и баланс, с одной стороны, между скоростью и стоимостью строительства, а с другой — между качеством и безопасностью объектов. На текущий момент действует около 10 000 различных строительных нормативов, многие из которых не актуализировали уже более 10 лет, некоторые противоречат друг другу, создают неопределенность и сложности при прохождении различных экспертиз. Если отталкиваться от проекта национального плана восстановления экономики, то для ускорения строительства предусматривается не только упрощение требований и нормативов к процессам строительства. Повышенное внимание уделяется и ряду мероприятий, нацеленных на более быстрое согласование внесенных в документы градостроительного проектирования изменений и подключение объектов к инженерным сетям», — объяснил представитель строительной отрасли.

По его словам, анонсированные Путиным меры — лишь первый этап масштабной работы по реформированию и пересмотру строительных нормативов и требований, полагают в РАСК. В дальнейшем будет нужно доработать перечень оставшихся необходимых требований, оставив в этих документах лишь критически важные нормы. Алексеенко отметил, что предложенные главой государства решения по бюрократическим моментам и льготной ипотеке потенциально могут оказать мощный позитивный эффект на отрасль.

«Любое смягчение бюрократических процедур и требований приводит к ускорению и удешевлению процессов, стимулированию компаний начинать новые проекты — во многом это касается создания условий для будущего отрасли. Расширение программы субсидирования ипотеки является мерой поддержки не только населения, но и застройщиков. Увеличение максимальных порогов по стоимости приобретаемого жилья в 1,5–2 раза увеличивает масштаб программы. По этому параметру она, по сути, догнала условия по «семейной ипотеке». К примеру, если под прежние условия этой программы в Москве подходило около 20% предложения (причем основная часть была сосредоточена в Новой Москве), то при новых условиях в программу может попасть уже до 70% предложения. Жители Москвы точно ощутят возможности программы — стоимость средней сделки составляет около 12 миллионов рублей. Конечно, и для регионов новый стоимостный порог значительно расширяет возможности: если в городе строится жилье, то, скорее всего, оно попадет в диапазон цены «до 6 миллионов рублей». Однако стоит помнить, что программа распространяется на новостройки, а у нас далеко не в каждом регионе ведется строительство. Кроме того, не будем забывать, что дополнительные серьезные меры обозначены в проекте Национального плана восстановления экономики, причем они распространяются не только на жилищное строительство, но и на государственный заказ в строительной отрасли», — резюмировал эксперт.

Тем временем проблема перенаселенности Москвы, в которой продолжают строить «человейники», с каждым днем все актуальнее. В Юго-Восточном административном округе Москвы массовое строительство многоэтажек проводит ряд строительных компаний. Активная застройка ведется в Лефортово. Там же в соответствии с указом Собянина застроена бывшая промзона.

Рядом с Московским энергетическим институтом снесено здание бывшего хлебозавода №12 по улице Красноказарменная, где также планируется строительство жилого комплекса. В рамках первой очереди к 2023 году здесь планируется построить два дома по 28 этажей на 700 квартир.

Шоссе Энтузиастов уже сейчас не справляется с транспортными потоками, следующими с ТТК и из области. Глухие автомобильные пробки здесь образуются не только в часы пик, но и в обычное время. Несложно предположить, что с завершением строительства ЮВАО ждет транспортный коллапс.

«Если речь идет о застройке Москвы, то здесь уже катастрофический перекос в сторону жилья и катастрофический недостаток инфраструктуры. Но там речь идет не только о СНИПах, которые о парковочных местах и дорогах, но и о строительстве домов с уменьшенной инсоляцией или даже практически отсутствующей: окна в окна. Надеюсь, что если такие дома будут построены, то там люди не будут покупать квартиры. Реально единственный способ повлиять на происходящее — это не приобретать такое «жильё». Но если люди будут все-таки это делать, таков, значит, их выбор», — прокомментировал решение о переводе обязательных строительных норм в разряд рекомендаций координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Автор: Антон Стариков
ТеГИ
строительство, Лефортово, ЮВАО
Поделиться
Похожие новости