Экспорт металлов, нефти и газа из России поставлен под угрозу: есть ли выход?
Персональные и секторальные санкции, введенные из-за российской спецоперации в Украине, начали давать о себе знать, ставя под вопрос экспорт стратегического сырья из РФ. В частности, все клиенты из Евросоюза прекратили закупки металла у «Северстали» из-за санкций в отношении основного владельца металлургической компании Алексея Мордашова. Источники «Коммерсанта» уточнили, что прекращение закупок произошло единовременно, транспорт с продукцией разворачивали обратно в Россию прямо от ворот заказчиков
Отмечается, что сама «Северсталь» в ограничительные списки на данный момент не включена, однако любые экономические взаимоотношения с ней попали под запрет. «Северсталь» поставляла в Европу 2,5 млн тонн стали ежегодно и получала с этого рынка свыше трети своей прибыли. Теперь компания, по мнению экспертов, может столкнуться с серьезными проблемами.
Весь объем металла переориентировать на другие рынки вряд ли получится, а значит компании придется или сокращать объемы выпуска, или ставить демпинговые цены для более успешной конкуренции с другими поставщиками на тех рынках, где деятельность «Северстали» не будет запрещена. Однако такой выход тоже нельзя назвать хорошим, ведь прибыль серьезно упадет в любом случае.
Юрист, партнер юридической компании a.t.Legal Павел Ганин напомнил, что подсанкционные лица могут выйти из руководящих органов «Северстали», и тогда ограничения на само предприятие распространяться перестанут. Мордашов мог бы формально передать свой пакет акций другим лицам, чтобы «Северсталь» могла обойти санкции. Однако, по мнению эксперта, такое простое решение будет иметь сомнительный эффект. Евросоюз действительно перешел к тотальным и жестким санкциям, поэтому одним росчерком пера сама компания может попасть под запрет, как стратегически важная для РФ. Вряд ли европейские чиновники закроют глаза на такой простой трюк, как передача акций де-юре другому лицу.
Кроме того, экономические отношения прекращаются с производителем фанеры «Свеза», который также принадлежит Мордашову. В этом случае, в отличие от «Северстали», ситуация более сложная. Стальную продукцию из других источников найти будет проще, чем березовую фанеру, ведь «Свеза» на сегодня является ее крупнейшим производителем. Эксперты ожидают, как минимум, рост цен на рынке ЕС, а как максимум – определенный дефицит. Однако судя по действиям западных компаний и госорганов, на такое развитие событий там в нынешних условиях готовы.
Бойкот российского импорта касается далеко не только товаров и компаний, непосредственно попавших под санкции. И работает это как на вывоз, так и на ввоз продукции. Накануне Ассоциация предприятия индустрии детских товаров сообщила, что покупатели из Восточной Европы отказываются от закупок игрушек и других детских товаров, произведенных в России. Ущерб для отечественной индустрии еще только оценивается. Европейские поставщики отказываются поставлять либо повышают цены на ткани, мебель и другие бытовые товары.
Повышение рублевых цен на зарубежные товары логично объясняется скачком курсов доллара и евро, а вот отказ от сотрудничества – это новый тренд в международной торговле. Многие компании предпринимают этот шаг из соображений сохранения своей репутации, а не угрозы попасть под санкции. Отказ от поставок чего бы то ни было в Россию отражает глобальные общественные настроения. Бизнесмены, как видно, тоже не всегда бывают исключительно прагматиками: они тоже люди и таким образом выражают свое отношений происходящему в Украине.
Авторынок, к примеру, сейчас напрямую санкциями не затронут. Однако множество производителей – от люксовой марки Audi до народных Skoda и Chevrolet и грузовиков Volvo и Scania – объявили о прекращении поставок, а часть заводов зарубежных марок в России остановила работу. Некоторые объясняют эти действия неопределенностью в экономической ситуации, сложностями в цепочке поставок комплектующих и т.д., другие прямо называют причиной ситуацию в Украине. Однако итог один: рынок автомобилей в РФ стремительно сужается.
Наибольший интерес, конечно, вызывает нефтегазовый сектор, от которого напрямую и очень сильно зависят доходы госбюджета РФ. Аналитики пришли к выводу, что Евросоюз способен заменить поставки природного газа из России уже к следующей зиме, если будет принято такое политическое решение. Однако это мероприятие потребует около 70 млрд евро расходов. Эксперты бельгийского аналитического центра Bruegel пришли к выводу, что Евросоюз без российского газа может обойтись. Такого же мнения придерживается агентство Bloomberg.
Возможности для увеличения поставок сжиженного газа еще остаются у США, но это далеко не единственный источник. Испанское правительство сообщило, что по результатам консультаций своих европейских партнеров готов поддержать Алжир, также способный нарастить импорт газа в ЕС. Причем у развития событий есть два сценария. ЕС готов заместить российские поставки газа, если РФ сама их прекратит в качестве ответной меры на санкции. Однако Европа может и сама принять принципиальное решение отказаться от закупок газа из РФ. Министр экономики ФРГ Роберт Хабек уже заявил о такой возможности – ради уменьшения энергетической зависимости Германии от Москвы.
Что касается нефтяного экспорта, то на свободном рынке проблемы у российских экспортеров «черного золота» уже начались. Как пишет «Ъ», за 28 февраля «Сургутнефтегаз» не смог продать свою нефть на спотовом рынке. Банки отказываются страховать такие операции, а судовладельцы либо вообще перестали отправлять свои танкеры в российские порты, либо сильно повысили ценники на услуги. При этом тенденция распространилась не только на европейских, но и на китайских и индийских потребителей нефти из РФ.
Опасения не чужды никому – вне зависимости от политических воззрений. Первой страной, полностью и официально отказавшейся от закупок российской нефти, стала Канада. Будет ли этот тренд распространяться – увидим. Долгосрочных контрактов сложности пока не коснулись, поскольку непосредственно нефтяной экспорт санкции на данный момент не затронули.
Под наибольшей угрозой находятся поставки сжиженного газа и танкерной нефти из России, поскольку реальной стала перспектива закрытия портов Европы для любых судов из России. Великобритания уже запретила заход в свои порты любым судам, связанным с Россией, такие же меры предприняла Канада. Евросоюз, вероятно, может стать следующим. Для РФ закрывается не только небо, но и море, вернее – пункты назначения, до которых морем можно было что-то довезти.
-
В акционерном обществе «МОСГАЗ» опровергли появившиеся в ряде СМИ и социальных сетях сообщения об утечке при...08.12.2017 в 19:49:003830
-
Запуск газопровода «Северный поток-2», по которому российский газ пойдет в Европу в обход Украины, снизит тр...24.10.2017 в 16:13:003473
-
В российском парламенте скептически восприняли опубликованное в интернет-издании «Экономическая правда» заяв...23.10.2017 в 17:55:004461
-
Министерство энергетики России опубликовало заявление, в котором предупредило о рисках при транспортировке российского г...07.08.2017 в 14:12:003109
-
Россия остается крупнейшим поставщиков природного газа в Европу, однако это не нравится Вашингтону, лоббирующему америка...06.06.2017 в 15:37:003552
-
Об этом заявил глава региона Сергей Аксенов в ходе брифинга....27.07.2016 в 15:15:003277