Greenpeace: Россия принимает ложные решения на пути развития зеленой экономики
Природоохранная организация назвала «слабой» Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, которую Правительство РФ утвердило 1 ноября
Согласно документу, достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики ожидается не позднее 2060 года. Это обеспокоило российское отделение Greenpeace. Организация предлагает обратить внимание на свою программу «Зелёный курс России» и перенести эту цель на 2050 год.
Экологи отмечают, что планы правительства РФ слабее, чем аналогичные стратегии других стран. Они обосновывают свою позицию тем, что в Стратегии фокус сделан на управляемых экосистемах, которые по плану со временем будут поглощать большее количество выбросов парниковых газов. При этом реального сокращения выбросов в основных отраслях экономики практически не будет.
Один из двух сценариев Стратегии – целевой (интенсивный), предполагает сокращение выбросов парниковых газов на 13,6% за несколько десятилетий. Представители Greenpeace считают это слишком малым результатом.
Экологи предлагают воспользоваться возможностями других подходов – использовать лесоразведение, сокращать масштабы лесных пожаров и сохранять крупные массивы диких лесов, а также советуют применять наиболее экологичные технологии и подходы: возобновляемые источники энергии, электрификацию транспорта и промышленных процессов.
Представители Greenpeace делают акцент на том, что правительству РФ необходимо избегать ложных решений. Государство не должно поощрять технологии и подходы, которые нельзя назвать экологически устойчивыми и климатически нейтральными. Например, атомную энергетику, крупные плотинные гидроэлектростанции, добычу ископаемого газа и получение водорода не из возобновляемых источников энергии.
Оценка Стратегии правительством РФ противоположна. В документе указано, что при реализации целевого сценария будет достигнут баланс между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. Большое внимание уделяется темпам роста российской экономики, которые должны составлять до 3% в год и оставаться выше показателей других государств. Ставится задача по обеспечению конкурентоспособности страны в условиях международного перехода к возобновляемым источникам энергии.
Однако определяться, на чьей стороне вы, ещё рано. Необходимо дождаться плана мероприятий по реализации Стратегии, который в течение шести месяцев предоставит Минэкономразвития РФ. В нем будут уточнены идеи кабмина по развитию низкоуглеродной экономики.
Напомним, что Россия приняла на себя обязательства по ограничению выбросов парниковых газов ещё в рамках Конференции ООН по изменению климата 2015 года. Но только несколько месяцев назад был подписан соответствующий федеральный закон, который ещё не вступил в силу. Также с 2022 года в России начнет действовать система государственного учета выбросов парниковых газов. Соответствующее распоряжение правительство РФ утвердило 22 октября. Оно будет выступать рабочим механизмом для реализации нового закона.
«Предстоит не только внедрить более щадящие с экологической точки зрения решения, но и увеличить поглощение парниковых газов нашими лесами и другими природными экосистемами и также перейти к сбору и переработке углекислого газа», – прокомментировал нововведения премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Активная работа правительства началась после получения поручений от президента РФ в апреле 2021 года, когда он озвучил цели работы государственных органов на ближайшее время в послании Федеральному Собранию РФ. Были утверждены задачи по защите климата и экологии. В том числе, по созданию национальной системы мониторинга и утилизации парниковых газов для проведения экологической (низкоуглеродной) трансформации различных отраслей экономики. Также он поручил кабинету министров предусмотреть сокращение объема парниковых газов в стране до более низких значений, чем в ЕС при разработке Стратегии.
Владимир Путин напомнил об этом на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне 2021 года, отметив, что Россия активно участвует в решении экологических проблем, несмотря на позицию других государств по этому вопросу. «Экологические и климатические проекты в нашей стране многие десятки лет будут играть ведущую роль в глобальных усилиях по сохранению климата», – заявил президент. Он аргументировал свою позицию мыслями о масштабе, месте и роли России в мире.
Затем правительство РФ приступило к разработке плана по снижению выбросов в атмосферу. Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко указывала на то, что компании, которые будут вкладываться в «зеленую» экономику, получат серьезные преференции, объясняя это снижением зависимости бюджета страны от углеводородов.
Однако рынок сырья почти не изменился даже в связи со спадом спроса на него из-за коронавируса. Водород занимает в нем незначительную нишу. Преимущественно он производится на объектах газо- и нефтепереработки, где используется с минимальной транспортировкой. Ежегодный общий выпуск водорода в России составляет около 5 млн тонн при мировом потреблении в 72 млн тонн. Хотя ещё в прошлом году правительство РФ утвердило план мероприятий по развитию водородной энергетики до 2024 года.
Именно он должен служить «дорожной картой» для производства, экспорта, применения водорода и промышленной продукции для водородной энергетики. По мнению заместителя председателя правительства РФ Александра Новака, «в зависимости от темпов декарбонизации мировой экономики и роста спроса на водород на международном рынке потенциальные объёмы экспорта водорода из России могут составить до 200 тысяч тонн в 2024 году, 2–12 млн тонн в 2035 году и 15–50 млн тонн в 2050 году». Это, как полагает чиновник, должно сделать Россию одним из мировых лидеров на водородном рынке.
В целом, в последнее время эти вопросы всё чаще поднимаются на государственном уровне, поскольку при резком структурном сдвиге в сторону глобальной низкоуглеродной экономики может уменьшиться стоимость нефти, газа и угля, а также транспортных и инфраструктурных активов. Последующие за этим экономические убытки неизбежно повлияют на устойчивость российской финансовой системы.