Как изменилось смысловое наполнение праздника 8 Марта
Праздничный ажиотаж в преддверии 8 марта в России вещь привычная. Уже 6-го стихийно возникают палатки с тюльпанами и мимозой, и никуда от этого не деться. Все понимают, что дарить женщинам цветы и приглашать их в рестораны нужно не только по праздникам, но цветочное буйство в северной стране – это еще и первая ласточка тепла, а по нему истосковались человеческие организмы, независимо от пола и гендера. Новый год давно позади, а хочется повода для праздника, который тоже повод – проснуться от зимней спячки и навести красоту. В такой ауре и проходит на постсоветском пространстве этот день, о политической предыстории которого на популярном уровне уже мало, кто вспоминает. Показательная подборка ответов, отправленных мне в личных сообщениях по запросу «Что означает для вас праздник 8 Марта?»
Приведу их в авторских формулировках.
Алевтина, специалист по адаптивной физической культуре и режиссер-постановщик шоу-программ, 43 года
«Для меня 8 Марта – это весна, цветы, подарки, радость!
Внимание родных и близких!
Ощущение тепла солнечных лучей в природе и душе!
Любовь к жизни!»
Екатерина Ишимцева, актриса театра «Сфера», 45 лет
«8 Марта для меня всегда радостный и весенний праздник. Обязательно хочется новое платье! У нас в театре многолетняя традиция: мы поздравляем мужчин 23-го февраля, готовим капустник, праздничный стол. А они отвечают нам тем же 8 марта. Поэтому уже с утра это день ожидания сюрпризов».
Мария Миронова, филолог, преподаватель вуза, 41 год
«Для меня 8 Марта – это праздник моих близких женщин: родных и друзей. Вместе с другими праздниками это повод для меня порадовать моих близких женщин, выразить им благодарность за то, что они есть. Я стараюсь оказать им знаки внимания, порадовать чем-то. Это очень важно для меня – проявлять благодарность, потому что меня окружают замечательные женщины. И мне всегда кажется, что в суете будней я не всегда могу проявить им знаки внимания. А такой праздник – прекрасный повод порадовать их»
Елена Вадюхина, выпускница философского факультета МГУ, писатель, 65 лет
«Если коротко, то это день женской солидарности. Если эмоционально, то у меня моя дочь Настя ушла в иной мир 6 марта, и это накладывает трагические воспоминания».
В целом ответы имеют ожидаемую интонацию, от которой отклоняется только самая старшая из респондентов. Не конфеты, цветы, наряды. А женская солидарность. Есть искушение связать подобное изменение в восприятии праздника с подсознательным отторжением идеологизированного советского прошлого, но дело, скорее, не в особенностях национальной памяти. Повсеместно отмечается интересный факт: в США, где и был учрежден праздник, он в принципе мало кому известен и не отмечается, как сейчас говорят, от слова «совсем». Женщин там поздравляют в другие даты: в День святого Валентина и День Матери, хотя они, женщины, продолжают считаться наиболее уязвимой социальной группой.
Кроме России, Украины, Белоруссии и Казахстана, 8 марта как Международный женский день отмечается в Китае, Бразилии и ряде других стран мира.
Какие же еще причины, кроме тоски по яркости и теплу, могут быть у популярности этого праздника у нас? Их, пожалуй, как минимум две, и, к сожалению, ни одну из них нельзя назвать положительной. Во-первых, это значительное преобладание женщин в России по численности населения. А во-вторых, именно то, против чего и боролись матери-основательницы Международного женского дня, — капитализм. Экономические причины эскалации многих праздников, кроме, пожалуй, 23 февраля более чем очевидны. Согласно маркетинговым исследованиям подавляющее большинство потребителей – женщины. В этой склонности, разумеется, прекрасный пол был замечен не вчера, но сам по себе этот факт – хороший повод обратиться к истокам. Тем более, что, как показал представленный мини-опрос, ни одна из опрошенных женщин не вспомнила имя основательницы Дня женской солидарности, а это имя, прочно ассоциировано с такими достижениями современного общества, как равные с мужчинами трудовые права женщин — политические и социальные.
История возникновения Международного женского дня берет начало в 20-м веке – в период окончательного формирования индустриализма, требовавшего все новые и новые рабочие силы для заводов и фабрик. В Европе – это время распространения идей коммунизма и борьбы рабочих за свои права. На этом фоне 28 февраля 1908 в Нью-Йорке состоялся митинг с участием около 15 тыс. женщин. Инициировала его социал-демократическая женская организация.
Ровно через год социалисты учредили национальный день женщин. С 1909-го по 1913-й его отмечали строго в последнее воскресенье февраля. Основатель Международного женского дня Клара Цеткин — немка, известный политический деятель, активист движения, называемого сейчас феминизмом, полагала, что утверждение единой даты праздника будет способствовать сплочению женщин. Цеткин принимала участие в формировании Коммунистической партии Германии. По этому поводу не будет лишним вспомнить и то, что именно в Манифесте компартии, написанном мужчинами, – Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, утверждалась созидательная равноправная с мужчиной роль женщины, в буржуазном обществе являвшейся по сути частной собственностью своего мужа.
27 августа 1910 года Клара Цеткин посетила Вторую Международную социалистическую женскую конференцию в Копенгагене, где встретилась с американскими делегатами. Там она и предложила учредить женский день международного формата, но у него все еще не было конкретной даты. Предполагалось, что в этот день женщины смогут привлекать общественное внимание к своим проблемам при помощи массовых шествий.
19 марта 1911 года Международный женский день впервые прошел в ряде стран: Германии, Швейцарии, Австрии и Дании. Первые женские митинги в России, Франции состоялись 2 марта 1913 года, в других странах – 9 и 12 марта. И только в 1914 году восемь стран одновременно провели Международный женский день 8 марта.
Во второй половине 20-го века история праздника связана с деятельностью ООН. 1975 год стал Международным годом женщин, с этого времени ежегодно 8 марта Организация Объединенных Наций проводит различные мероприятия, посвященные борьбе женщин за равноправие. Также устанавливается определенная тема дня. Например, в 2019 году она была сформулирована так: «Задумайся о равенстве, созидай дальновидно, разрабатывай новые методы в целях изменений».
Нельзя не согласиться, что подобная подача праздника очень разнится с его восприятием как повода выпить в кругу коллег, попросить у своего мужчины подарок, повеселиться, «уделить себе внимание». Как было сказано, и эксплуатация, и дискриминация, и ее часть сексуальная объективация женщин – итог не только патриархального уклада, но и порождение конкретных экономических условий. Мировое торжество капитализма, породившего общество потребления, привело к тому, что огромное количество людей, не только женщины, в начале 21-го века рады вести образ жизни вещи среди вещей: потреблять и быть потребляемыми. Могут возразить, что в России социальная реальность такова, что для среднестатистической женщины любой праздник – отдушина, но, учитывая, что именно женщины в нашей стране – это большая часть электората, ответ на это замечание напрашивается сам собой. Видимо, чтобы улучшать свою жизнь, нужно с большим энтузиазмом реализовать свои политические права. Неплохо еще и помнить о том, что они, как и образование, и экономическая независимость – относительно недавнее достижение европейцев. Как и право свободно распоряжаться собой, не опасаясь общественного остракизма.
Для сравнения (как стало и как было) достаточно привести финальный фрагмент из романа «Дневник обольстителя», ярко отражающего сексистский, объективирующий характер отношения к женщине в патриархальном обществе. Эти слова в середине 19-го века датский философ Серен Кьеркегор вложил в уста главного героя, от лица которого писался дневник: «Раз девушка отдалась – она потеряла свою силу, она всего лишилась. Невинность лишь отрицательный момент у мужчины и – суть существа женщины. Теперь сопротивление перестало быть возможным – оно не имеет больше смысла, а пока существует оно, и прекрасно любить. Как только оно прекращается, остаётся одна слабость и привычка». Примерно через 80 лет после «Дневника обольстителя» был опубликован социально-психологический роман Лоуренса «Женщины в любви», признанный одним из лучших романов 20-го века. На примере одной из пар в нем представлен образ идеальных отношений между мужчиной и женщиной, в которых нет попыток доминирования и манипуляций, а женщина утверждает свою субъектность, согласно своей сексуальной, творческой и интеллектуальной природе.
Однако, как мы можем наблюдать, история сделала странный виток. Новые технологии, включая медицину, оказывают пугающее воздействие на неокрепшие умы, и силу набирают голоса неоконсерваторов, сторонников религиозного воспитания и патриархального уклада. Атомизированность социальной жизни, конечно, позволяет сегодня относительно мирно сосуществовать всем общественным группам и даже, кому охота, сходить с ума, как говорится, по-своему, но с исторической точки зрения женщина-тело, женщина-вещь, женщина-рабыня своей семьи, такой вектор – бесспорный регресс в общественном сознании и общественной жизни.
-
Главный внештатный специалист психиатр-нарколог Департамента здравоохранения Москвы Евгений Брюн рассказал о том, как и ...28.12.2021 в 13:55:002904
-
Также эксперт объяснил, зачем праздники нужны в действительности08.01.2021 в 22:16:0017166
-
В день ВДВ десантников просят воздержаться от купания в столичных фонтанах.26.07.2018 в 17:15:005239
-
День московского транспорта отмечается в столице во второй раз при поддержке Правительства Москвы.13.07.2018 в 14:44:003016
-
День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи может стать еще одним государственным праздником. Необх...25.06.2018 в 19:32:004321
-
8 июля Москва впервые отметит новый большой городской праздник – День московского транспорта.28.06.2017 в 16:15:002922