Новость общества

Психолог рассказал, почему душа иногда требует праздника

Психолог рассказал, почему душа иногда требует праздника

Фото © «Московская газета»/Алёна Черепкова

08.01.2021 в 22:16:00
17167

Также эксперт объяснил, зачем праздники нужны в действительности

Известно расхожее выражение: «душа требует праздника». Это когда хочется не просто отдохнуть, а позволить себе нечто такое, что не позволяешь в обычной жизни: дорогие приобретения, путешествия, изысканные яства. Особенно праздничное настроение ощущается перед Новым годом, когда граждане сметают подчистую с магазинных прилавков деликатесы, покупают подарки близким, и все это с таким размахом, будто бы и нет в стране никакого коронавирусного кризиса... 

Почему людям необходим праздник, почему они ждут его? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем академии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, почему все-таки душа подчас требует праздника? Чем ее не устраивает обычный режим чередования труда и отдыха?

— Пожалуй, начнём с того, что под метафизическим понятием души психология понимает тот социальный шаблон, который закачивается в нас другими членами общества, и который позволяет нам существовать, используя высшие психические функции - довольно удачное эволюционно-историческое приобретение. Поэтому особое отношение людей к праздникам, с одной стороны, имеет корни, уходящие в физиологию, с другой - оно обусловлено особенностями нашего социального бытия.

Если говорить о физиологическом аспекте, то желание праздника весьма условно можно сопоставить с ритмом чередования активности и отдыха: организму необходимо восполнять энергию, потраченную на добывание пищи, обеспечение безопасности и продолжения рода. Можно задаться вопросом: почему же для восстановления сил не хватает обычного вечернего и ночного отдыха? Предполагаю, потому что социальная жизнь человека усложняется опережающими темпами, он испытывает сверхнагрузки – как физические, так и интеллектуальные. Мы с вами как-то говорили о феномене эмоционального выгорания, связанном с огромными затратами психической энергии: люди, кого это коснулось, теряют интерес к жизни, к своей работе, у них может начаться депрессия и другие дезадаптационные процессы. Однако в подавляющем большинстве случаев отпуск решает все проблемы.

Социальное общежитие предъявляет к человеку совсем другие требования, нежели те, которые предъявлялись к нему на стадии биологического развития. Поэтому, с одной стороны, ему необходимо более длительное время для восстановления сил. С другой стороны, размеренный привычный ритм жизни не дает человеку дополнительной стимуляции, и это тоже крайне негативный психологический фактор.

— Почему негативный? И какая еще дополнительная стимуляция нужна?

— Я имею в виду, что за очень редкими исключениями жизнь современного человека чрезвычайно регламентирована. То есть, все по расписанию: подъем в одно и то же время, работа, вечером семейные заботы, два выходных, потом все с начала. На психику человека этот монотонный ритм оказывает примерно такое же действие, как, например, маятник или некие фразы для погружения человека в гипнотический сон: на монотонный стимул нервная система реагирует критическим снижением активности, и человек засыпает. Точно так же она реагирует на нашу повседневность, и для того, чтобы не произошло «засыпания», необходима дополнительная стимуляция в виде праздников: они коренным образом меняют парадигму ежедневной рутины. Это позволяет не снижать уровень энергетической реакции нашей нервной системы на внешние стимулы.

— Праздники у людей четко ассоциируются с тем, что в это время можно позволить себе то, что не позволяешь в повседневности. То есть, значительно увеличить уровень потребления, пусть и на время. Почему, по вашему мнению, закрепилась именно такая традиция?

— Я думаю, что на начальных этапах становления социального общежития понятие праздника шло в одном ключе с некими религиозными попытками объяснить мироустройство. Жизнь наших далеких предков была нелегка: пищу приходилось добывать тяжелим и опасным трудом, а еще нужно было строить жилища, защищать своих близких от врагов. Обратите внимание: подавляющее большинство известных религий обещают человеку после смерти в качестве награды изобильную и счастливую жизнь в некоем раю, то есть, постоянный праздник. Однако, как говорят в народе, оттуда еще пока никто не возвращался, и доподлинно подтвердить наличие райской жизни за гробом никто не может. Поэтому, как мне кажется, и возникла традиция праздников как неких дней, когда можно позволить себе то, что не позволяется в повседневности: побездельничать, посытнее поесть, приобрести что-то действительно дорогое: это своего рода демо-версия той самой райской жизни, которая нас всех ждет потом. И демонстрация того, что рай может быть доступен уже здесь, в этой жизни. 

Также мы помним, что власть на протяжении всей летописной истории стремилась периодически организовать для плебса праздники и увеселения (вспоминаем Древний Рим с формулой «хлеба и зрелищ»). С одной стороны, это дает людям отдых и разрядку от тяжелого труда, с другой — снижает социальную напряженность.

Энергия безусловных инстинктов направляла жизнь высших животных, в том числе и человека, а труд и речь сделали его не биологическим, а социальным животным, выживание которого теперь зависит не от биологического инстинкта, а от труда. Но заставить человека трудится не так-то просто, поэтому за счёт праздника (то есть, демонстрации достижимого рая) социальный инстинкт берет необходимую энергию у биологического. Ведь рай – это, по сути, исполнение животных желаний человека: изобилие материального во всех смыслах, безопасность, любовь. 

— По-настоящему религиозных людей сейчас, предполагаю, не так уж и много, однако традиции праздников с теми или иными коррективами сохраняются веками. Получается, люди, как роботы, выполняют некие обряды, смысла которых не знают. Почему?

— Религии не являются неким самостоятельным феноменом; это часть общественной системы. Поэтому традиции могут сохраняться несмотря на то, что их первопричина давно забыта. Многие ли из нас, наряжая новогоднюю елку, вспоминают древних германцев, которые отождествляли ель в лесу с обиталищем духов, и, чтобы задобрить грозных бесплотных существ, развешивали на ее ветвях орехи, фрукты, различные сладости? То есть, изначальная смысловая составляющая обрядов уходит, но остается инерция устоявшихся ритуалов. И это тоже прямое следствие нашего социального образа жизни.

— Базовые биологические потребности людей в современном обществе в основном удовлетворены. Почему же тогда сохраняется праздничная традиция сверхпотребления?

— Конечно, сейчас качество жизни людей значительно лучше, чем, например, в древнем мире или в средние века. Меж тем, еще в начале и середине XX века люди умирали от голода. Да, в настоящий момент развитые страны гарантируют своим гражданам некий минимум благ для выживания. Однако, по статистике в России почти 20 млн человек имеют доход ниже прожиточного минимума – это 13,5 процента населения страны. А всего на планете, согласно оценкам Всемирного Банка, порядка 3,4 млрд человек борются за удовлетворение базовых потребностей, а кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, может увеличить число очень бедных людей еще на 110-150 млн. То есть, доктрину «праздник – демо-версия рая», мне кажется, рано сбрасывать со счетов.

Другое дело, что в современном обществе религиозные доктрины в основном заменились на социальные. Мы с вами беседовали о том, что материальное положение человека во многом определяет его статус в обществе. Вот и получается, что, позволяя себе «лишнего» в праздник, индивидуум демонстрирует свою состоятельность, свой пусть мимолетный, но высокий социальный статус. Это такое своеобразное мгновение волшебства, мгновение полной сытости и достатка, после которого можно вернуться к повседневности с мощным стимулом трудиться дальше. 

Есть и другие праздники, например, установленные в честь каких-либо памятных дат. Тех же военных побед. Конечно, такие торжества изначально не имели религиозного смысла. Полагаю, что это может быть механизмом формирования коллективного инстинкта социальным путем взамен утраченного биологического механизма. 

— Еще интересное наблюдение. Открыто (эксплицитно) людей вроде бы призывают к сдержанности: живите по средствам, не переедайте, будьте поосторожнее с алкоголем. А вот неявно (имплицитно), такое ощущение, граждан подталкивают разгуляться на полную катушку. Кредиты доступны, магазины заманивают скидками, а длительные каникулы провоцируют на всяческие излишества…

— Согласитесь, не рынок изобрел человека, а человек придумал рынок. И рынок – это как раз вторичный аспект, следствие желания достичь, пусть и на минуту, того, о чем человек мечтал. Собственно, рыночная экономика обслуживает вечное и безудержное стремление индивидуума потреблять и обладать.

В одной из наших бесед мы уже касались темы потребления. В нем как таковом нет ничего плохого: процессы ассимиляции и диссимиляции составляют основу существования любого живого организма. Однако с началом социального развития человека (это примерно 40-50 тысяч лет) акценты целеполагания в обществе сместились; и тот, кто стремится только к материальному, вряд ли сумеет достичь гармонии в отношениях с внешним миром и с самим собой. То есть, вряд ли будет счастливым. Истинное счастье человеку приносит любовь и уважение окружающих, а этого можно добиться только работой на пользу общества.

Интересен феномен праздника и в контексте речи. Речь — тот инструмент, который и сделал нас человеком. Помимо того, что речь опосредствует все высшие психологические функции, такие как мышление, память, язык, восприятие, она является аналогом центральной нервной системы животного, выполняя ту же роль, которую берут на себя нейроны головного и спинного мозга: афферентация, анализ и синтез стимулов внешней и внутренней среды. Только речь выполняет эту функцию для координации социального общества как многоклеточного общественного суперорганизма, клетками которого являются люди. Так вот праздник в этой теории — как раз кратковременное единение людей в сверхорганизм, когда они движимы едиными эмоциями, мотивами и целями, и все это координируется посредством слов.

Да, первоначальные смыслы праздников сейчас во многом утрачены. Но раз так, получается, что праздник – это ровно то, чем мы сами его наполняем. И если мы наполним наше торжество любовью к своим близким, радостью от встречи с людьми, с которыми давно не виделись, тогда можно будет с уверенностью сказать, что праздник удался.

Автор: Беседовал Алексей Нилов
ТеГИ
психология, душа, праздник
Поделиться
Похожие новости