Новость общества

Психолог Ивановский объяснил чувство пустоты и разочарования после новогодних праздников

Психолог Ивановский объяснил чувство пустоты и разочарования после новогодних праздников

Фото © «Московская газета»

01.01.2022 в 19:51:00
4289

Новогодние праздники пролетают как один миг. На смену безудержному веселью в начале январе приходит тоска, суетливые вечера в поисках подарков и новых рецептов сменяются долгими вечерами под одеялом. Оказывается, причина тому — вовсе не похмелье или карантинные меры, а особенность психологического склада некоторых граждан. Клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский рассказал, почему одни люди первого января радостно идут на каток, а другие погружаются в десятидневное уныние

— Валерий Валерьевич, почему на утро после Нового года возникает чувство опустошенности, как будто тебя обманули?

— Я думаю, что это связано с самой сущностью праздника и с особенностями нашего социального бытия. Дело в том, что праздник можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, понятие праздника максимально характеризует его лингвистическая основа, ведь «праздник», «празднование» — это от русского «быть праздным», то есть находиться без определенного дела, занятия, пребывать в состоянии отсутствия труда. В этой связи праздник является неким способом восстановить силы и потраченную энергию. Уместно напомнить, что после того, как человечество перешло на стезю социального развития (это произошло примерно 50 тысяч лет назад) нагрузки на его нервную систему, на его физиологический аппарат значительно усилились. Зачастую простой череды смены труда и отдыха не хватает, чтобы человек мог ассимилировать, переварить те тревоги и волнения, которые в изобилии на него сваливаются. Ему требуется дополнительное время для отдыха, празднования, когда можно восстановить физические и психические силы. Рассматривая праздник в этом контексте, можно сказать, что эта «бомбардировка» человека извне, из окружающего мира различного рода стимулами, которые требуют его реагирования, а также изнутри, создает определенные возбуждения. Физиолог Алексей Ухтомский назвал их доминантами. Они подчиняют себе всю деятельность человека. Поэтому «праздник», «празднование» — это попытка осуществить смену таких доминант. Подготовка к празднованию Нового года представляет собой череду достаточно разнообразных увлекающих человека активностей: это и внутреннее ощущение предстоящего праздника, и подведение итогов, и какие-то надежды на будущее. Одновременно это и попытки привести себя в хорошую физическую форму, сделать себя привлекательнее, это и активность, связанная с покупками подарков, готовки праздничного стола. Все это оттягивает на себя большое количество психической энергии и создает альтернативные доминанты, причем достаточно сильные и мощные. Происходит переключение: человек попадает внутренне в другую психологическую реальность. Но на следующий день, когда праздник проходит, все эти заботы, тревоги и волнения опять набрасываются на него, происходит переключение на первоначальные стимулы, и это создает ощущение разочарования.

С другой стороны, сюда же примыкает объяснение, связанное с трудами другого выдающегося отечественного психолога Анохина, который открыл такое явление как акцептор результата действия. Дело в том, что на основе нашего коллективного опыта, зашифрованного в речи, а также на основе индивидуального опыта человек постоянно анализирует текущую ситуацию прежде, чем под давлением каких-то доминант приступить к какой-то деятельности. Он создает картину определенного будущего, где это действие закончено и привело к каким-то результатам, то есть он рисует идеальную картину того, чего он должен достичь. По мере выполнения задачи происходит постоянное опережающее сравнение. Человек начинает сравнивать: соответствует ли полученное задуманному? В этой связи от новогодних праздников, которые мы заряжаем энергией определенного чуда, определенных предстоящих перемен к лучшему, достижений, побед (все это происходит в условиях неустроенности сегодняшнего дня), мы ждем какого-чуда. Причем, чем сильнее неустроенность сегодня, тем больше мы ждем чуда. Согласно открытию Анохина, это создает определенную опережающую реальность, в которой мы силой своей мысли оказываемся. Чем больше мы жаждем, чем больше мы хотим, тем выраженнее акцептор результата предстоящего действия, тем больше мы вкладываем своих душевных сил.

Но наступает новый год и акцептор результата действия не согласуется с наступившей реальностью, потому что в короткой перспективе невозможно ничего поменять. Кроме того, это связано с особенностями внутреннего состояния таких людей. В психологии известны два способа взаимодействия с собой и миром. Они обозначаются как внешний локус контроля и внутренний. Первый представляет собой то состояние человека, при котором все свои достижения и все свои неудачи он приписывает неким внешним силам: божеству, судьбе, правительству, окружению — кому угодно, только не себе. Внутренний локус контроля, это когда человек, наоборот, все результаты относит к своей деятельности. Так вот, те люди, которые предпочитают эмоционально загружать Новый год ощущением предстоящего чуда, как правило, движимы вот этим внешним локусом контроля. Они отдают позитивные изменения в своей жизни на откуп неким внешним силам, которые именуются чудом. Но человек может достичь каких-то перемен к лучшему только при помощи своей собственной целенаправленной деятельности, когда он понимает, чего он хочет, анализирует ресурсы свои материальные и физические и сознательно пошагово движется к цели. Попытки изменить свою жизнь за счет новогоднего чуда, как правило, обречены на неудачу.

У концепции праздника существует и иная ипостась. Люди объединяются и выполняют социально значимые действия, чтобы усилить эту социальность внутри себя, то есть праздник — это попытка укоренить некую объединяющую систему ценностей. На протяжении миллионов лет своего развития человек двигался в створе биологической эволюции, он функционировал как высокоразвитое животное, а целью всех его активностей было достижение физиологических, так называемых в концепции Маслоу утилитарных благ (пища, питье, секс, потомство, безопасность). Относительно недавно (50-100 тыс. лет назад) произошло определенное смещение: человек начал жить в обществе. Биологический аспект стал подавляться в пользу социального. Это отражено и в религиозных канонах, которые являются первыми попытками сформулировать и закрепить нормы социального бытия (не укради, не убей, не прелюбодействуй и т.д.). Энергия социального (то, что облегчают совместное существование людей) стала определяться как определенная цель жизни, начала активно культивироваться. В этой связи праздник, с одной стороны, является такой попыткой забрать энергию биологического для усиления социального, когда через совместные действия, совместное празднование люди испытывают положительные эмоции. Они в такой демоверсии получают результат того, что сулит им развитие социального общественного устройства. Это ситуация, когда все будут радостны, предупредительны друг к другу, будут прекрасно выглядеть, а столы будут полны пищи. Именно тут лежит и причина разочарований. Это связано с тем, что праздник пытается биологическими путями достигнуть социальных результатов, что само по себе является парадоксом. Когда мы описываем праздник терминами вкусной еды и питья, развлечений, получения физических удовольствий, мы возвращаем энергию биологическому, тому, от чего пытаемся уйти. Социальное же является эквивалентом духовному, целям и задачам, связанным с саморазвитием, с развитием духовности, эмпатии, любви, сострадания. А ломящийся от еды стол, физически привлекательные люди лишь косвенно и отдаленно соответствуют этим целям. В итоге социальная энергетика разбивается о биологическую, а человек, который жаждет духовного: любви, дружбы, получает жалкий суррогат, после чего неминуемо чувствует разочарование.

Не так давно я представил определенную концепцию, которая описывает причины появления языка и речи. Она несколько отличается от традиционной концепции, говорящей, что язык и речь появились в результате совместного труда людей и явилась средством обмена информацией. Я сделал акцент на том, что при ближайшем рассмотрении слово и речь выполняют ту же функцию, что выполняет нервная система у человека. Они являются средством координации человека с окружающей средой. Ведь слово оно является средством, которое помогает осуществлять координацию и объединение людей в малые и большие группа. Речь — это определенная нервная система, вынесенная вовне, которая помогает объединять людей в некий суперорганизм и осуществлять совместную координацию их деятельности, а слово выполняет роль высокоспециализированного нейрона, осуществляющего анализ, синтез и общую афферентацию внешней и внутренней реальности. В этой связи праздники являются попыткой создания кратковременного суперорганизма. Праздник — это явление, при котором собираются близкие люди, общаются, обмениваются информацией и испытывают положительные эмоции. При помощи общих фраз (пожеланий, планов, кодирования совместного будущего) они превращаются в единый организм. Базово вся жизнь любого существа — это процесс обмена энергией и веществом с окружающей средой. Если речь идет об одноклеточном организме, он довольно просто обменивается энергией, поглощая пищу и извергая остатки. Если говорим о человеке, то процесс более сложный, опосредованный многими специализированными органами и системами, но принцип тот же. Когда близкие люди, родственники и друзья во время праздника соединяются в суперорганизм, они готовятся к приему пищи (женщины нарезают салаты, мужчины добывают продукты), чтобы потом вместе они это вещество приняли, а потом переварили. Цели и задачи праздника направлены на духовное объединение (ведь мы не можем физически слипнуться, но можем почувствовать единение в общих целях). В эволюции все движется к тому, что человек через повседневную рутину объединяется с другими особями в сверхорганизм. Это намек на будущее, которое нас ждет, и одновременно источник печали, с которой человек сталкивается после праздника.

— Почему с каждым годом человек все больше теряет чувство праздника и праздничного настроения?

— Еще древние говорили о том, что многие знания порождают многие печали. Это связано с тем, что в начале своего жизненного и социального пути человек имеет минимум практической информации о жизненном опыте, у него еще достаточно много иллюзии. Чем дальше он движется, тем больше они рассеиваются. Он начинает понимать собственные интеллектуальные и физические границы, осваивает законы социального взаимодействия. Все это вносит некое разочарование. Человек понимает, что праздник — это чудо, которое может произойти, только если нарушатся социальные или физические законы, что в принципе нереально. Это чудо исчезает, что связано с законами жизни. С этим опять же связано разочарование в праздниках тем более, что большинство людей проживает жизнь в принципах внешнего локус контроля, связывая свои успехи со сторонними явлениями.

ТеГИ
Валерий Ивановский, психолог, праздник, разочарование
Поделиться
Похожие новости