Как отразится приостановка деятельности Арктического совета на экологии и инфраструктурных проектах в регионе
Арктический совет приостанавливает свою деятельность из-за действий РФ в Украине. Об этом в четверг, 3 марта объявили семь из восьми стран-участниц организации: Канада, США, Исландия, Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. Восьмым членом совета является Россия, которая председательствует в порядке очередности до мая 2023 года
«Наши государства временно приостанавливают участие во всех встречах совета и его вспомогательных органов, принимая во внимание необходимые условия, которые позволят нам продолжить важную работу совета с учетом нынешних обстоятельств», – говорится в совместном заявлении семи арктических государств.
Из заявления стран-членов АС следует, что организация полноценно продолжит свою работу лишь после прекращения спецоперации. Российский МИД осудил решение своих арктических партнеров. Посол по особым поручениям при АС Николай Корчунов в своем заявлении отметил, что эти шаги нанесут ущерб обеспечению безопасности в регионе. Он сделал особый акцент на том, что в учредительных документах совета прописан его деполитизированный характер. В круг вопросов организации также не входит военная безопасность.
По мнению дипломата, на деятельность АС не должны были бы влиять внерегиональные вопросы, к которым Корчунов очевидно отнес и тему Украины. Похоже, Москва все еще надеется вывести из-под удара какие-то сферы, которые, на ее взгляд, не должны страдать от действий РФ в соседнем государстве. Хотя уже очевидно, что решение Кремля о начале спецоперации отразится на всем спектре контактов с внешним миром.
Поскольку в Арктическом совете председательствовать РФ теперь будет исключительно сама с собой, остается проанализировать, что мы потеряли с остановкой работы этой организации.
Арктический совет был создан по инициативе Финляндии в 1996 году и изначально ставил своей целью прежде всего охрану уникальной природы Севера.
Также в круг вопросов участников организации входили координация экономической деятельности стран-членов в регионе и защита идентичности малых народов, их культурное и социальное взаимодействие. В качестве ассоциированных с АС организаций в работе совета участвовали объединения саамов, алеутов и других коренных северных народов.
С 2014 года у Арктического совета появился собственный денежный фонд, который софинансировали государства-участники. Эти общие средства по соглашению сторон расходовались на проекты по ликвидации загрязнений воздуха и моря в регионе, повышение энергоэффективности на местных производствах, сохранение популяции эндемичной фауны, в том числе перелетных птиц, и другие экологические и экономические проекты.
В частности, в нашей стране на средства «Инструмента поддержки проектов АС» реализовывались проекты «Валдай» и «Тундра», действовавшие в Мурманской области и Республике Карелия. Их целью было внедрение новых технологических решений для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу вследствие работы угольных электростанций. Из этого же источника финансировался проект по производству экологически чистой энергии в саамском поселке Ловозеро. Также реализовывались инициативы по сбору пластикового мусора из морских вод и содействие туризму в арктическом регионе, что, разумеется, должно было приносить дополнительные доходы бюджетам северных регионов.
В прошлом году премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил концепцию председательства России в Арктическом совете. Среди целей назывались улучшение качества жизни населения, укрепление связей между предпринимательскими сообществами стран-членов и добрососедских межгосударственных отношений, налаживание научного сотрудничества и взаимодействия между ВУЗами. Россия развивала и свой знаменитый Северный морской путь в расчете на то, что суда из Азии пойдут к берегам европейских стран через арктические моря России, перевозя грузы по самому короткому пути. Этот мегапроект обсуждался на площадках АС.
На обеспечение круглогодичной навигации по СМП, планировавшийся к запуску 2030 году, планировалось потратить около 716 млрд рублей, часть из которых на проект уже была выделена. Теперь, в условиях заморозки торговых связей как с Западом, так и с Востоком (Южная Корея и Япония), вне границ России возить по этому транспортному коридору может оказаться нечего.
Напомним, Евросоюз несколько лет добивался статуса наблюдателя при организации, однако российская сторона блокировала эти заявки из-за того, что ЕС ввел санкции против России из-за Крыма и Донбасса. При этом другие международные организации и страны, даже имеющие мало отношения к Арктике, например Китай, статус наблюдателей получили.
После этого слова господина Корчунова о необходимости оставить за скобками проблемы, не касающиеся непосредственно арктического региона, выглядят несколько нелогичными. Впрочем, вектор развития, а вернее – прерывания внешних связей России уже очевиден. Защита прав коренных народов и охрана окружающей среды в текущих условиях у Москвы явно не будет мейнстримом.
-
Украинская космическая отрасль располагает полным комплексом технологий для обеспечения долгосрочных экспедиций на...19.10.2016 в 16:34:003190
-
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал указ, прекращающий совместное использование магистральных нефтепродук...13.10.2016 в 15:27:005904
-
В Москве сотрудниками ФСБ России задержан украинский шпион....03.10.2016 в 11:00:003654
-
По словам Генпрокурора Украины Юрия Луценко, Министр обороны России, а также еще 17 представителей российского выс...22.08.2016 в 21:37:003157
-
Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков опроверг сообщения ряда СМИ о том, что официальный Киев отказался утв...04.08.2016 в 20:48:003421
-
Депутат Верховной Рады Украины Надежда Савченко заявила, что объявляет головку и требует ускорить процесс обмена в...03.08.2016 в 12:42:003027