Новость общества

Как программа льготного автокредитования повлияет на продажи машин в России

Как программа льготного автокредитования повлияет на продажи машин в России

Фото © «Московская газета»

15.07.2022 в 17:31:00
2551

Минпромторг возвращается к программе льготного автокредитования со скидкой до 20% от стоимости автомобиля — это в два раза больше, чем в прежних программах субсидирования. Согласно прогнозу ведомства, по льготному автокредитованию будет продано не менее 50 тысяч машин, передает РИА Новости

Льготные автокредиты будут распространяться на все модели Lada, УАЗ, ГАЗ стоимостью до 2 млн рублей и электромобили Evolute, отмечается в сообщении министерства.

Поможет ли эта программа оживить авторынок? В частности, 50 тысяч авто это много или мало, по сравнению, например, с прежними льготными программами и с потребностями рынка?

«В текущих реалиях внесенные изменения в программу более чем своевременны. Во-первых, увеличена сумма с 1,5 млн до 2 млн рублей. Последний раз ограничение по цене пересматривалось в 2020 году. А с учетом роста стоимости новых автомобилей с начала года на 20% - 60%, то данный шаг выглядит более чем логичным. Во-вторых, увеличение субсидии, конечно же, призвано стимулировать замерший из-за высоких цен и падения реальных доходов населения покупательский спрос. Субсидия в данном случае однозначно подтолкнет россиян к такой крупной покупке, отложенной ранее. В рамках общей концепции развития электротранспорта логично и предложение Минпромторга о господдержке в 35% от стоимости локализованного в РФ электромобиля Evolute», — рассказал «Московской газете» заместитель лидера трайба Автофинанс «Открытие Авто» Александр Потапов.

Какие марки могут оказаться наиболее востребованными?

«Из-за приостановки производства в РФ автомобилей иностранных брендов сильно сократился перечень марок, участвующих в программе: среди них отсутствуют Hyundai, Kia, Volkswagen и покинувшей российский рынок Renault. Программа будет распространяться на все модели УАЗ, Lada и ГАЗ стоимостью до 2 млн руб. Что, впрочем, не сильно изменит распределение попадающих под субсидию машин по сравнению с итогами прошлых лет: на машины АвтоВАЗа традиционно приходилась основная масса сделок по льготному автокредитованию. Из неожиданного: в программу не попал китайский Haval, который набирал намного меньше баллов», — отметил аналитик.

По словам эксперта, российский авторынок переживает наиболее сложный период за всю его новейшую историю.

«По итогам первого полугодия, по данным АЕБ, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) рухнули на 57,5%, до 370,2 тыс. штук. Причем три четверти реализованных за этот период машин (277 тысяч) продано в первые три месяца. Объемы продаж падали почти год, а последние три месяца российский авторитейл переживает почти пятикратное снижение реализованных машин.

Главные причины сегодняшнего состояния авторынка остаются прежними – дефицит автомобилей и высокие цены при невысоких доходах населения. В июле российский автопром продолжит перестройку, китайские бренды — экспансию, периодически решая возникающие логистические проблемы, а схема параллельного импорта пока еще долго не заработает на полную мощность, так как требует принятия ряда законодательных инициатив. На этом фоне при отсутствии перспектив восстановления производства иностранных игроков в ближайшее время и слабом спросе рынка ежемесячные продажи в 30-32 тысячи машин можно будет считать успехом. На этом фоне 50 тысяч авто выглядят подспорьем. Однако от прогнозируемых годовых продаж этот объем составит, по разным оценкам, не более 8% рынка. Программа действительно простимулирует спрос, это факт. Прежние годы показали, что она реально работает. Теперь главное, чтобы этот спрос был удовлетворен и не привел к еще большему дефициту авто, спровоцировав очередной виток цен», — сказал Александр Потапов.

Можно ли говорить о том, что эта программа — последний шанс для российского автопрома, и насколько успешным может быть этот шанс?

«Программа льготного автокредитования и лизинга может быть выгодна для отечественных автопроизводителей и автомобилистов, поскольку субсидируемая федеральным бюджетом скидка при покупке авто в кредит будет достигать 20% от стоимости автомобиля и 25% — на Дальнем Востоке. Кроме того, программа даст импульс развитию рынка отечественных электромобилей, в этом сегменте поддержка со стороны государства будет оказываться в пределах 35%. Хотя скидка по программе лизинга останется в границах условий, действующих в предыдущие годы, не более 10%, она поддержит продажи коммерческих автомобилей и предпринимателей, которые используют эти авто в своем бизнесе. Предположительно такая мера со стороны государства наполнит рынок автомобилями и поможет сдержать повышение цен на отечественные автомобили. Однако, поскольку выпуск автомобилей зарубежных брендов приостановлен на территории нашей страны, в стартовавшей программе участвуют, в отличие от аналогичных проектов прежних лет, только отечественные автомобили. К тому же, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 для участия в программе льготного кредитования у зарубежных производств на территории России должна быть высокая доля локализации – от 2 тыс. баллов. У единственного действующего китайского автопроизводителя в нашей стране на данный момент этот показатель не превышает 1,2 тыс. баллов», — поделился своим мнением с «Московской газетой» директор по продажам финансовых услуг ГК «Автодом» Сергей Захаров.

«В первую очередь инициатива будет выгодна отечественным автопроизводителям. Косвенно получат выгоду и российские автомобилисты, преимущественно в регионах. Также формальными бенефициарами лизинговой программы станут российские предприниматели, планирующие обновить корпоративный автопарк. Заметного влияния на авторитейл в краткосрочной перспективе данная программам не окажет — автомобилисты пока надеются на нормализацию ситуации в автоиндустрии и запуск системы параллельного импорта. Что касается всплеска интереса россиян к автокредитованию, то он обусловлен желанием потребителя быстро купить авто в наличии у дилера по текущим ценам. Все программы рассчитаны исключительно на авто отечественного производителя, бюджетной ценовой категории. Поклонникам иномарок данная программа будет не интересна. По данным экспертов, объём выдачи автокредитов в стране составляет около 45 млрд рублей в месяц. Программа стимулирования льготного автокредитования — около 10 млрд на весь период ее действия, поэтому говорить о существенном стимулировании спроса на автомобильном рынке не приходится», — отметил директор департамента финансовых услуг группы компаний «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков.

«Поможет ли эта программа оживить авторынок? За первые полгода продано менее 350 000 автомобилей. Это на 56% меньше чем в прошлом году. Льгота на 50 тысяч автомобилей — это 15% дополнительного спроса к уже проданным автомобилям. То есть по году можно рассчитывать на продажу 750 тысяч единиц автомобилей. Эта программа рассчитана на автомобили, собираемые в РФ. Сейчас это в основном российские, корейские и китайские авто. На них пойдет и основной спрос. Стоит ждать спроса на Hyundai и Kia, их сборку возобновили в РФ. А вот привезти подержанную иномарку из ЕС или США остается сложным делом», — сообщил «Московской газете» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс».

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автокредитование, льготы, влияние
Поделиться
Похожие новости