Новость общества

Как российские фотографы обходятся без Adobe и какие направления фотографии становятся востребованными

Как российские фотографы обходятся без Adobe и какие направления фотографии становятся востребованными

Фото © «Московская газета»

11.10.2023 в 12:46:00
2229

«Московская газете» решила узнать, как идут дела на российском рынке фотографии, и поговорила с тремя фотографами их трёх разных регионов России. В Москве дела идут лучше всего, а Владивосток и Санкт-Петербург демонстрируют несколько иную ситуацию. Собеседники издания рассказали, какие направления фотографии сейчас наиболее перспективны для тех, кто хочет зарабатывать с помощью объектива

«Техника очень сильно подорожала: стоимость цифровой камеры для профессионала – около 100 тысяч рублей, для любителя – около 60, — рассказала «Московской газете» фотограф из Владивостока Светлана Шумилова. — Вырос спрос на б/у-шные камеры. Но мы стараемся продолжать заказывать технику прямыми поставками из Японии. Спрос на услуги фотографов, по поим наблюдениям, снизился: люди скорее готовы потратить деньги на что-то необходимое для своей семьи. При этом увеличилось число людей, которые сами интересуются фотографией: я могу сказать об этом, потому что сама веду школу фотографии. Рынок стал конкурентным, и потребитель стал более взыскательным к качеству фотоуслуг, поэтом заметна тенденция, что люди стали обращаться только к проверенным профессионалам».

Проблемой стало то, что производители необходимого в цифровой фотографии ПО ушли с российского рынка, продлить лицензию на программное обеспечение Adobe больше нельзя, и приходится прибегать к аналоговому ПО, сообщила фотограф.

«Не хотелось бы говорить, какими именно путями, тут каждый находит решение сам», – сказала Светлана Шумилова.

Тем временем «Известия» писали, что компания Adobe открыла российским пользователям доступ к скачиванию своего программного обеспечения. Однако покупка новых лицензий на ее продукты по-прежнему невозможна, а продлить действующую могут только корпоративные клиенты.

Фототехника действительно сильно подорожала, но работы у фотографов, судя по ощущениям, не уменьшилось, сказал «Московской газете» фотограф из Москвы Алексей Довгань.

При этом стоимость фотоуслуг не выросла, у многих фотографов, к сожалению, не получается поднимать цены по разным экономическим причинам, — сказал Алексей Довгань. — Высокооплачиваемые фотографы выполняли задачи, которые поставляли крупные международные заказчики, которые сейчас ушли с российского рынка. Однако, спрос на фотоуслуги сохранили маркетплейсы. Рост электронной коммерции сохраняет работу фотографа в этой сфере. Но в ней востребованы фотографии не очень высокого разрешения, для которых нужна только цифровая камера начального уровня или вообще, если уметь пользоваться освещением, мобильный телефон, с помощью которого при должных навыках можно снимать фотографии хорошего качества для маркетплейсов и других площадок. Цифровая камера даёт постоянство результата и, если заказчики готовы платить за такую услугу, является преимуществом на рынке, но не панацеей».

Востребованным для качественной фотографии остаётся корпоративный рынок, отметил Алексей Довгань.

«Всё, что необходимо коммерческой компании, предоставляющей свои услуги: фотосъемку портретную, фотосъемку производственных помещений, офисов, фотосъёмка продукции, рекламная съёмка – весь спектр фотографий, которые требуются компании, чтобы показать свою работу, свои услуги и свою продукцию, — пояснил собеседник «Московской газеты». — Я немножко специализируюсь именно на корпоративном рынке и не совсем понимаю, что происходит на рынке частных заказчиков. Но я уверен, что репортажная фотография всегда будет востребована, и никакой искусственный интеллект и другие способы автоматизировать эти процессы не смогут исключить её из нашей жизни. Поэтому услуги репортажников, свадебных фотографов, фотографов для различных мероприятий всегда будут востребованы. И в этом случае хорошая фототехника, качественная и профессиональная, конечно, увеличивает конкурентоспособность фотографа».

Средний чек фотостудий мог несколько снизиться, заказы – стать более фрагментированными, но сильного сокращения доходов и рынка в Москве не наблюдается, считает фотограф.

«Многие фотографы остались на прежнем ценовом уровне или даже немного увеличили свой прайс-лист в связи с подорожанием фото-видеотехники. Сейчас я даже слышу жалобы из некоторых отраслей, что фотографов не хватает. Первоначальный исход креативных профессий в 2022 году из страны постепенно возвращается, но до сих пор могу сказать, что фотографов действительно не хватает, особенно профессиональных, работающих в некоторых классических сегментах типа интерьерной фотосъемки. Здесь требуется зрелый фотограф, который понимает интерьеры, понимает дизайн. И это выводит на новый уровень более возрастных зрелых фотографов, им, прежде всего, достаются такие заказы. В этой сфере нет ценовых войн между фотографами, нет демпинга. Я считаю, что это положительная тенденция», — рассказал Алексей Довгань.

Как фотографы научились обходиться без Adobe?

«Тут производитель программного продукта «наступил на горло собственной песне» и отбросил нас в 90-е, — отметил эксперт. — Мы уже привыкли к тому, что у нас по одной кнопочке все дальше продолжает работать со всеми историями. Давайте не будем конкретизировать, каким образом. Просто вспомним 90-е, начало 2000-х, где все было сложно, и каждый решал такие вопросы с помощью торрентов и т.д.».

Спрос на услуги фотографов уменьшился, а техника сильно подорожала, рассказала «Московской газете» фотограф Алиса Тикстон из Санкт-Петербурга:

«Если необходимо что-то ремонтировать или докупать, это становится серьёзной проблемой: всё подорожало в несколько раз. Такие процедуры, как чистка матрицы, ремонт объектива, раньше стоили в районе 5 000 рублей, сейчас – от 20 000. Что касается 100 тысяч рублей за цифровую камеру, это было нормальной ценой пару лет назад, теперь она стоит 150-200 тысяч рублей, и это просто нормальная камера без объектива. Детали для ремонта импортных объективов не имеют альтернативы на российском рынке, их нечем заменить. И тут либо сложности с поставкой деталей, либо детали есть, но в дефиците, и на них очень сильно поднимают цену. Иногда приходится ждать деталь по несколько месяцев. Если арендовать оборудование, то стоимость аренды тоже повышается из-за дефицита и сложностей с ремонтом. Со всеми этими тратами поднимать цены на фотоуслуги смысла нет, потому что спрос на них снизился. Иногда приходится жертвовать своими финансами и в чём-то даже уходить «в минус».

Востребованным направлением могут быть балетная и театральная фотография, отметила Алиса Тикстон.

«Балетная фотография становится популярной, сейчас бум на эту тему, балет используется в рекламе по поводу и без, а курсов балетной фотографии мало. Сейчас на рынке очень много талантливых фотографов, много качественных предложений, конкуренция скорее происходит в сфере продвижения услуг. Есть фотографы, которые демпингуют и не обращают внимания на качество своей работы, и есть те, которые работают давно и имеют своё имя», — рассказала собеседница издания.

Чтобы обойтись без Adobe приходится либо обращаться к помощи знакомых в других странах, либо использовать альтернативные методы – такие, как скачивание на торрентах, пояснила фотограф.

«Это программное обеспечение работает не так, как официальное, но всё-таки работает», — заключила Алиса Тикстон.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
фото, камера, фотограф, фотостудия
Поделиться
Похожие новости