Новость общества

Когда суды в России перестанут принимать аудио- и видеодоказательства

Когда суды в России перестанут принимать аудио- и видеодоказательства

коллаж «Московской газеты»

26.09.2023 в 16:40:00
1851

В недавнем интервью РИА «Новости» руководитель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский заявил, что биометрические данные, кроме данных ДНК, — внешность человека, звук голоса, отпечатки пальцев, — уже легко подделываются с помощью технологий «дипфейк», их использование небезопасно, а суды скоро не будут принимать доказательства, основанные на этих данных. Эксперты «Московской газеты» рассказали, в какой временной перспективе стоит ожидать чего-то подобного, а также, какую силу имеют для суда аудио- и видеодоказательства сейчас

В недавнем интервью РИА «Новости» руководитель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский заявил, что биометрические данные, кроме данных ДНК – внешность человека, звук голоса, отпечатки пальцев, – уже легко подделываются с помощью технологий «дипфейк», их использование небезопасно, а суды скоро не будут принимать доказательства, основанные на этих данных. Не сдавать биометрию из-за рисков утечки данных призывала россиян в 2021 году президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская.

Как отметил в комментарии «Московской газете» адвокат КА Pen&Paper Виктор Рыков, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

«Очевидно, любое подделывание доказательств с помощью 3D принтера, дипфейков или иных новейших технологий, будет нарушать закон, — подчеркнул юрист. — Более того, фальсификация доказательств влечет прямые уголовно-правовые последствия для лиц, пытающихся опираться на такие «доказательства».

Российский суд оценивает доказательства в каждом отдельном случае в контексте обстоятельств конкретного дела, отметил правозащитник.

«Маловероятно, что распространение дипфейков в части аудио, видео или 3D слепков, в части отпечатков пальцев сделает вообще неприемлемой целые категории доказательств, используемые сейчас. Если же ряд дел будет осложнен спорными доказательствами, их допустимость может оцениваться путем проведения необходимых технических экспертиз. Ведь одновременно с технологиями дипфейков развиваются и технологии их распознавания», – отметил Виктор Рыков.

То, что сказал Евгений Касперский, звучит интересно, но это «заглядывание далеко вперёд», считает IT-эксперт, специалист MForum Analytics Алексей Бойко.

«Если у злоумышленников, желающих подделать биометрические данные, есть энное количество денег, и они могут привлечь на свою сторону высококлассных экспертов, то, конечно, такая подделка возможна. Но массово, в каких-то бытовых историях – нет, этого не будет ещё долгое время», — отметил эксперт в беседе с «Московской газетой».

Важный момент заключается в том, что российские правоохранительные органы тоже должны располагать необходимыми компетенциями, чтобы отличать подделку биометрических данных, сказал собеседник издания.

«Есть подразделения, которые достаточно хорошо с этим справляются, но количество квалифицированных кадров ограничено. Если растет число желающих подделывать биометрию, то должны расти и компетенции правоохранительной системы», — подчеркнул Алексей Бойко.

Что касается российских судов, это инертная система, и аудио- или видеодоказательства у нас будут принимать ещё долго, поскольку законодательство развивается не так быстро, как хотелось бы, добавил IT-эксперт.

«Но лет через 10-15 отказ от принятия таких доказательств возможен», — полагает Алексей Бойко.

Бизнес Евгения Касперского построен вокруг продвижения его продуктов в сфере инфобезопасности, и это определяет тональность и риторику некоторых заявлений предпринимателя, считает руководитель агентства Content Review Сергей Половников.

«В плане же биометрии россиянам особенно беспокоиться не о чем: эти данные как утекали, так и утекают. Даже кран в ванной не служит 1000 лет, его рано или поздно надо менять. Разумеется, подделывать биометрию возможно, были бы деньги. Не думаю, что кто-то заинтересован в подделке биометрических данных рядового гражданина. Если мы говорим о серьёзных преступлениях, то на их подготовку и средства выделяются серьёзные. Нет на сегодняшний день такой системы, которую нельзя было бы взломать. Это вопрос денег и времени. Но в целом, я не вижу причин для беспокойства в связи со всем этим. Если вы отказываетесь от передачи биометрических данных, то загранпаспорт будете получать только старого образца, что вызовет определённые проблемы. Вы больше времени будете тратить на прохождение контроля. Вспомните, фотошоп появился ещё в 90-ых, а фотографии, тем не менее, до сих пор везде принимаются», — рассказал Сергей Половников.

Любое аудио- или видеодоказательство должно быть получено с помощью сертифицированной аппаратуры, к которой относится, например, прослушивающее оборудование, отметил эксперт.

«Если вы что-то сняли на смартфон, суд в лучшем случае может рассмотреть это как косвенное доказательство, а не как прямое. Посмотрите, как принимаются судом доказательства в геополитических разбирательствах: когда надо – примут, когда не надо – не примут. Наше законодательство в этом смысле ничем не отличается от мирового. Другое дело, если вы фиксируете с помощью средств аудио- и видеосвязи какие-то правонарушения, в том числе, совершаемые против вас. Продолжайте, конечно. Суд не примет это как прямое доказательство, но судья всегда будет иметь ваши материалы в виду», — заключил руководитель агентства Content Review.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, фото, видео, доказательство, суд
Поделиться
Похожие новости