«Коллекторство может оказаться опаснее терроризма»: эксперты высказались о предложении ужесточить наказание для «черных коллекторов»
В Госдуму на рассмотрение планируют внести законопроект, ужесточающий наказание за незаконную коллекторскую деятельность. Его разработал думский комитет по безопасности и противодействию коррупции. Как передает ТАСС слова главы комитета Василия Пискарева, инициативу уже одобрил Центробанк, скоро должны быть получены отзывы от Верховного суда и правительства, после чего законопроект будет внесен в Госдуму
Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новой статьей, устанавливающей повышенную ответственность за незаконную коллекторскую деятельность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет. Те же действия, совершенные организованной группой, предлагается наказывать лишением свободы на срок до 12 лет.
Речь идет о так называемых «черных коллекторах», применяющих насилие и угрозы к должникам, а также причиняющих вред им и их имуществу.
По словам Пискарева, за предыдущие пару лет в ФССП России поступило более 47 тыс. жалоб на действия коллекторов от граждан. Это показывает, что существующие меры ответственности неэффективны.
Накануне президент Владимир Путин на встрече с главой ФССП Дмитрием Аристовым поручил взять под контроль деятельность коллекторских организаций.
В свою очередь Аристов рассказал, что ФССП осуществляет надзор за 321 профессиональным коллекторским агентством. Но с учетом структурных подразделений, филиалов, представительств по всей территории страны их 800. Все они занесены в государственный реестр. Но кроме них взыскание задолженности осуществляют и микрофинансовые организации, а их уже 1606 — это еще без учёта структурных подразделений, филиалов и представительств. И так как эта их деятельность не является основной, то они внесены в реестр и пока функционируют в этой части без контроля со стороны ФССП, пояснил Аристов. И половина всех нарушений в этой сфере, по его словам, совершена именно микрофинансовыми организациями.
Как рассказал «Московской газете» генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, бороться с «черными коллекторами» нужно не ужесточением наказания, а усилением контроля за их деятельностью.
«Мне этот законопроект кажется во многом популистским, потому что отчасти он дублирует то, что уже есть в нашем Уголовном кодексе. Неважно, кто именно — коллекторы или какие-то иные лица нарушают закон. Если они угрожают причинением вреда здоровью или имуществу человека и реализуют эти угрозы, опять же при взыскании долгов или нет, — они должны нести ответственность по соответствующим статьям УК РФ. Это могут быть статьи, связанные с вымогательством, если на самом деле долга не было, или с самоуправством, если он реально существовал, но процесс его взыскания был сопряжен с причинением вреда охраняемой законом личности.
И предложенные в законопроекте такие большие сроки наказания мне кажутся несбалансированными, потому что получится, что коллекторство может оказаться опаснее терроризма, что, в общем-то, нелогично. И если бы законодатели хотели правильно учесть специфику совершений преступлений в ходе взысканий долгов, то соответствующие изменения надо бы вносить в статью «Самоуправство» (330 УК РФ — прим. ред.). Например, сделать ситуацию возврата задолженности в качестве более строго наказуемого по данной статье.
В случае с микрофинансовыми организациями (МФО) все несколько сложнее. Дело в том, что, как правило, коллекторские агентства при МФО не существуют в режиме отдельного юрлица. Это какие-то отдельные сотрудники, порою даже официально не оформленные самой МФО. И так как микрофинансовые организации являются кредиторами, то имеют полное право взыскивать долги в рамках, которые установлены 230-м законом («О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 № 230-ФЗ — прим. ред.), где прямо прописано, что нельзя угрожать не только жизни и здоровью, но даже запрещается общаться с третьими лицами на тему непосредственного возврата задолженности без согласия самого должника.
Почему президент и говорил об этом именно с главой ФССП, потому что задача стоит усовершенствовать надзор именно за работай самих кредиторов — микрофинансовых или каких-то еще. Потому что, если бы стояла задача искоренить сами преступления, связанные с «выбиванием» долгов, то, наверное, беседа велась бы с руководством МВД. А в данном случае, с моей точки зрения, глава государства показал важность темы взыскания задолженности, но одновременно и понимание специфики, что коллекторство — это все же сложившаяся часть экономической жизни страны, без которой уже нельзя.
И гораздо важнее, на мой взгляд, обратить внимание на подготовку поправок к упоминаемому уже 230-ФЗ. Рабочей группой, в которую вхожу и я, к настоящему моменту уже разработана новая редакции этого закона, когда и банки и микрофинансовые организации, и все остальные кредиторы, которые имеют дело с большим количеством долгов физических лиц, перейдут под контроль ФССП. Отдельно был вопрос про то, надо ли еще и сферу коммунальных долгов тоже включать, но Минстрою удалось эту сферу отбить», — заключил Жданухин.
-
Сегодня Life опубликовал результаты проведенного анализа предвыборных программ российских политических партий на п...31.08.2016 в 17:04:005325
-
Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин может стать спикером Государственной ...24.08.2016 в 09:27:005158
-
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук за авторством депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина н...02.08.2016 в 16:23:006128
-
Нововведение должно стать гарантией безопасности ребенка....27.07.2016 в 11:32:004424
-
Детский омбудсмен Павел Астахов, который, по сообщениям СМИ, уйдет по окончанию своего отпуска в отставку, может стать д...23.07.2016 в 18:17:008616
-
Согласно данным исследования, проведенного РБК, во многих округах столицы на предстоящих выборах в Госдуму в сентябре ...09.07.2016 в 21:28:009433