Новость общества

Контрафактные рыбные консервы никак не «расконсервировать» с полок магазинов?

Контрафактные рыбные консервы никак не «расконсервировать» с полок магазинов?

Фото © «Московская газета»

22.08.2022 в 20:32:00
3100

Ассоциация рыбопромышленных предприятий Приморья направила в Минпромторг России письмо с просьбой разрешить ситуацию с обилием контрафактных рыбных консервов на российском рынке. Недобросовестные производители кладут в консервы вместо популярной у россиян сайры — сардины или селёдку, фактически выдавая один товар за другой, передаёт содержание письма издание «Ъ»

Наличие контрафакта определяется информационной системой «Меркурий», используемой Россельхознадзором, но возможности изъять контрафакт из торговых сетей нет: нужна экспертиза товара, а Роспотребнадзор как контролирующий орган не обеспечен современными лабораториями, чтобы её производить, и не может воспользоваться возможностями Россельхознадзора как стороннего в этой ситуации органа, пишет «Коммерсант». Ассоциация рыбохозяйственных промпредприятий Приморья (АРПП) просит Минпромторг унифицировать систему контроля и сделать данные «Меркурия» доступными онлайн, чтобы потребители сами могли контролировать качество этой продукции.

Напомним, в августе Роспотребнадзор обнаружил огромные партии консервов из сомнительного сырья, которые реализовывал новосибирский производитель СОК ФИШ, сообщил «МК».

По информации «Интерфакса», отрасль добычи сайры в России с 2019 года испытывает большие проблемы. Для ловли сайры требуются специальные суда и государственная поддержка развития отрасли — к тому же в последнее время рыба сменила маршруты миграции и ушла в Мировой океан, где её успешней вылавливают азиатские рыболовные компании, пишет Vl.ru.

Добычей сайры в основном занимаются сахалинские и приморские рыбодобывающие компании, сообщили «Московской газете» в Объединённой пресс-службе Росрыболовства.

«Действительно, с 2019 года уловы сайры снижались. Главным образом это обусловлено значительными циклическими климато-океанологическими сдвигами, что повлекло за собой изменения в маршрутах миграций этой рыбы. В связи с этим в последние несколько лет большие промысловые скопления сайры проходят гораздо севернее. В российскую ИЭЗ их заходило очень, из-за этого промысел для рыбаков получается нерентабельный. В текущем году промысел сайры еще не начался. Данные научно-исследовательских судов говорят о возможности возвращения миграции данного вида рыбы в район Центральных и Северных Курил и формировании здесь промысловых скоплений», — отметили в Росрыболовстве, добавив, что, безусловно, сайра является популярным продуктом и традиционно присутствует в линейке консервов.

В агентстве напомнили, что качество произведенной продукции находится в компетенции Роспотребнадзора.

«Степень окупаемости добычи сайры в условиях новых мировых санкций возможно будет оценить исключительно после окончания промысла этого вида водных биоресурсов. Контрафактная продукция наносит вред добросовестным компаниям, которые производят консервы из настоящей сайры, — добавили в Росрыболовстве.

О том, почему некоторые российские производители рыбных консервов прибегают к контрафакту, рассказала «Московской газете» глава аналитического агентства «Рыбсеть» Полина Кирова.

Добыча сайры в России существенно снизилась за последние несколько лет, а цена на консервы из сайры выросла в несколько раз. Если раньше этот продукт был доступен в эконом-сегменте, то сейчас при цене от 200 руб. за банку, многие покупатели начинают отказываться от покупки. Более того, саму сайру выгоднее покупать в Корее и Китае, и для производителей консервов есть альтернатива в виде иваси, которая доступна и в России», — говорит Полина Кирова.

По ее словам, консервы традиционно считаются народным продуктом и торгуются в основном в федеральных сетях.

«С поставщиками сети подписывают цены закупки заранее и фиксируют на разные периоды. Получается, что у производителя не остаётся поля для манёвра: если повышается цена входящего сырья, а договор с сетью подписан на определенный срок, то можно лишь пытаться уменьшить себестоимость, что все и делают, — объяснила механизм аналитик. — Или если покупатель перестаёт приобретать продукцию по более высокой стоимости, надо что-то придумывать. Консервы — продукт с глубокой степенью переработки, и выявить отдельные сорта рыбы в консервах не так легко. Всё это приводит к появлению контрафакта. Консервы в принципе тяжело проанализировать по составу, и есть, производители, которые этим пользуются, причём не только в рыбной отрасли».

Эксперт добавила, что такая ситуация не связана с западными санкциями, да и вообще не первый год наблюдается на рынке.

«Любой производитель консервов зависит от сырья. Любой завод для нормальной окупаемости должен быть загружен определённый процент времени, то есть не может простаивать. Чтобы реализовывать хорошие объемы доступной (дешёвой) продукции нужен сбыт. Его дают торговые сети. Они же и диктуют свои условия по ценам. Если у них товар из-за повышения цен становится низкооборачиваемым, им невыгодно держать его, надо понижать цену или делать акцию (и это тоже за счёт производителя). Производитель, в свою очередь, не может просто отказаться от основных каналов сбыта и вынужден соглашаться на понижение цен (или на то, что остаётся по старой цене с подорожавшим при этом входным сырьём). Поэтому это становится проблемой производителя, и он, повторюсь, её решает так, как умеет — понижает себестоимость за счёт сырья», — пояснила Полина Кирова, добавив, что добросовестным производителям выгодно, чтобы сети видели только рыночные правильные цены.

«Например, одни производители предлагают свою продукцию по 170 руб., другие – по 178 руб. и так далее. Здесь уже при принятии сеткой решения вступают в силу бренды, вкусовые качества, но общая цена около одной цифры. Если же появляется третий производитель с ценой, которая существенно ниже, и при этом заявляет, что внутри все та же сайра, то, конечно, сеть выбирает более выгодное предложение. Поэтому для добросовестных производителей важно, чтобы контрафакта не было», — отметила руководитель аналитического агентства «Рыбсеть».

Соответственно, раньше покупатель приобретал и сайру по высоким ценам, но сейчас, когда цена ещё выросла, а покупательская способность нет, потребитель более активно переводит внимание на дешевый продукт, – заметила эксперт. — И сети, получается, начинают более активно подписываться с более дешевыми производителями, что отражается на бизнесе добросовестных производителей».

Специалист не исключила, что история с сибирским производителем СОК ФИШ может быть в том или ином смысле «заказной».

«У «консервщиков» — свои внутренние течения. Возможно, кто-то борется за очередную полку в супермаркете, и отсюда — такие истории», — предположила Полина Кирова.

«Если подмешивать плохую рыбу к хорошей, то испортится и хорошая тоже — говорит эксперт. —Так уже давно никто не делает. Что касается вкусовых качеств рыбы, то здесь всё зависит от многих факторов: не так закрыли банку, не так закатали, банка вздулась, и вкусовые качества изменились. Что касается паразитов, их очень сложно выявить на этапе производства рыбной продукции. Это, скорее, вопрос контроля хранения сырья: паразитов при вылове не проверяют, смотрят выборочно из партии уже выловленной рыбы».

Как защитить российский рыбный рынок от всех возможных нарушений качества продукции и особенно обмана потребителя при помощи контрафакта?

«Делать лабораторные исследования только, это единственный выход на данный момент, — считает Полина Кирова. — Как вариант, оснащать Роспотребнадзор мощными лабораториями и оборудованием. Проводить дополнительные проверки производителей контролирующими органами. Или создавать реестр добросовестных производителей. Либо вводить обязательную маркировку рыбной продукции, но это всегда накладно для всех и для конечного потребителя в итоге тоже».

В целом качество рыбной продукции в России контролируется государственными регуляторами с даже несколько избыточной строгостью, – сказал «Московской газете» вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Фомин. — Единственное исключение — сегмент рыбных консервов.

«Отмечу, что все эти истории с контрафактом всегда начинают освещаться перед началом сезона потребления рыбных консервов. Консервы — специфический сегмент в плане качества продукции и самый дешёвый. Наш потребитель обычно не разбирается, что там за рыба в этих консервах, и берёт то, что дешевле. Было бы здорово, если бы потребитель был более ответственным и мог самостоятельно обращаться по поводу контрафакта в контролирующие органы. Но обычно большее, что потребитель делает — это выбрасывает некачественные консервы в мусорное ведро. Почему недобросовестные производители кладут в консервы с надписью «Сайра» сардины или селёдку, вполне понятно: они хотят сэкономить на себестоимости сырья. Все об этом знают, как и о наличии контрафакта на полках магазинов. По-хорошему, за это недобросовестного производителя надо лишать возможности заниматься своей деятельностью. Но как обеспечить возможность изъятия контрафактных рыбных консервов из ассортимента торговых сетей, никто, похоже, до сих пор не представляет», — заключил Алексей Фомин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
консервы, рыба, магазины
Поделиться
Похожие новости