Новость общества

Коррупция на российско-китайской границе? О платных очередях грузовиков говорят в Приморском крае

Коррупция на российско-китайской границе? О платных очередях грузовиков говорят в Приморском крае

Фото © «Московская газета»

03.04.2023 в 16:16:00
5929

Вице-премьер РФ и полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил о трудностях российско-китайской торговли, связав их с состоянием пограничной инфраструктуры. Ранее вице-премьер поручал упростить порядок пропуска автомобилей в регионе около российско-китайской границы. «Московская газета» обсудила с представителями транспортной отрасли эту проблему. Как выяснилось, об одной из её основных причин издание уже писало. Но теперь, по словам источника «Московской» в Приморском крае, проблема оказалась шире

Одна из граней – платные очереди в Забайкальске

«Проблеме с пропускной способностью российско-китайской границы много лет, и у неё несколько граней, — рассказал «Московской газете» генеральный директор компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло. — Надо отметить, что в прошлом году запустили новый пункт пропуска через границу в Благовещенске, был построен мост. Но проблема ещё и в том, что китайцы не просто за то, чтобы перераспределить транспортные потоки, которые раньше шли на Забайкальск, а теперь идут между Благовещенском и Забайкальском – а за то, чтобы в Благовещенске сформировать свою торгово-транспортную базу, куда пойдут новые транспортные потоки. Поэтому там надо сформировать торгово-транспортную базу. Но любой новый пункт пропуска – это от 4 до 8 месяцев подготовки инфраструктуры. Нужно оборудовать пункты пропуска, сформировать и утвердить штат таможенных инспекторов, оборудовать площадки СВХ. Надо договориться с китайцами по скорости обработки транспортных потоков, чтобы были какие-то нормативы – условно 4 часа на транспортное средство».

Вторая и немаловажная грань проблемы – ограниченная пропускная способность пограничной инфраструктуры в Забайкальске и нелегальные, по мнению собеседника издания, очереди грузовиков на границе. «Московская газета» об этом уже писала.

«Забайкальску не хватает пропускной мощности, — говорит Георгий Властопуло. — Необходимы инвестиции. Надо расширить количество полос, договориться российским и китайским властям об ускорении всех процедур: в 2020-2022 препятствовали коронавирусные ограничения, теперь их нет. И наши, и китайские власти договариваются о времени прохода транспортного средства, пытаются договариваться о возможности и глубине въезда на территорию Китая и на территорию России. Но и в прошлом году, и ранее в Забайкальске были «решалы», которые организовывали проезд машин вне очереди. Правильнее эти вопросы урегулировать и сделать одну электронную очередь, чтобы транспортные предприятия знали время прохождения границы, и вопрос решался на другом уровне».

В целом, надо расширять инфраструктуру, которая не справляется с возросшим транспортным потоком, считает генеральный директор компании «ОптимаЛог»: «Автотранспортные перевозки с Китаем выросли за 2022 год на 70%».

И не только в Забайкальске

«Мы неоднократно заявляли о проблемах с нелегальными очередями грузовиков на границе с Китаем, — рассказал «Московской газете» президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — С 2021 года, с пандемийных ограничений. Мы говорили, что пропускная способность пунктов на российской-китайской границе очень низкая. Необходима система электронных очередей: если перевозчик едет в Китай, например, из Санкт-Петербурга, ему надо добираться недели две, и с учётом этого он должен иметь возможность составить заявку». Но чиновники пока только констатируют проблему, а она за два года не решена. И это острый вопрос: водители стоят на границе сутками, месяцами. А товарооборот с Китаем только растёт. Ещё два года назад надо было увеличивать количество пропускных пунктов на границе с КНР – и таможенных, и пограничных. Они работают только в дневное время и обрабатывают за сутки в лучшем случае 50-70 машин. А то и 35. Об этом давно всем известно, и куда мы только не писали. А воз, как говорится, и ныне там. Потери идут колоссальные, транспортные издержки закладываются в конечную стоимость товаров и ложатся на плечи потребителей. А чиновники по-прежнему декларируют сложности. Мы в Ассоциации ждали, что за последние два года будут расширены дороги, поставлены новые пропускные пункты, упорядочена очередь грузового автотранспорта, установлены «отстойники», где могут отдыхать перевозчики, туалеты и т.п. Транспортный поток упорядочен только на европейском направлении, которое сейчас закрыто».

Очереди грузовиков – с платной возможностью их «ускорить» – могут быть не только в Забайкалье, но и в других пограничных с Китаем регионах?

«Совершенно верно, — говорит собеседник «Московской газеты». – Такие схемы устраивают местные «дельцы», возможно даже не без участия людей в погонах. Когда стоимость рейса до Китая выходила под 1 миллион рулей, можно было отдать «полтинник», чтобы проехать без очереди. Хочется спросить, где наши контролирующие органы и нормальная система контроля транспорта на границе, а не схемы зарабатывания денег?»

Платная парковка в Пограничном

«Город Пограничный, километров 200 от Владивостока, — рассказал изданию председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Пётр Куприянов. – Пропускной пункт. Вице-премьер Юрий Петрович Трутнев несколько лет назад был на этом пункте пропуска и велел убрать один дорожный знак. После этого ничего больше, по сути, не изменилось».

«Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, у которого в этом году выборы, проводил совещание в 2018 году в Уссурийске, в первый день, как он возглавил регион, — продолжает Пётр Куприянов. — Тогда я лично поднял на этом совещании вопрос о большегрузном автотранспорте на границе. Губернатор подробно рассказал о мерах решения проблемы, дал поручение тогдашнему министру транспорта Виктору Свяченовскому, и перевозчики в ответ хлопали в ладоши. В 2021 году я снова встретился с губернатором и сказал: вы давали поручение министру транспорта – вернёмся к этому вопросу? «Да, конечно», – ответил губернатор. А воз и ныне там».

С 2022 года в Пограничном осуществляет деятельность ассоциация грузоперевозчиков пункта пропуска Пограничный, отметил председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края.

«Местные бизнесмены, получив разрешение от местной администрации, взяли в аренду участок земли для оказания складских услуг, развития приграничной инфраструктуры. Здесь же организовывалась платная парковка. В 2022 году водители рассказывали нам, что якобы через эту платную парковку, на которую можно было попасть «по звонку», возможно было быстрее пересечь границу, и мне известно, что попасть туда стоило от 20 тыс. рублей. Машин через эту парковку проходило много, а тех машин, что стояли на обочине и ждали своей очереди, было гораздо меньше. В конце 2022 года водители рассказывали нам, что якобы белорусские грузовладельцы ищут на китайской границе российских водителей и предлагают уже по 50 тыс. рублей за грузовик, чтобы избежать очереди, и что якобы в результате белорусские машины пересекали границу не через Пограничный, а через пункт пропуска Полтавка. В 2022 году на встрече с представителями Следственного комитета мы озвучили, в числе других просьб, и призыв заняться этой ситуацией».

Как сообщается в сюжете 2022 года на Youtube-канале «Новиков Сталкер», который ведёт дальневосточный журналист Дмитрий Новиков, территория где располагалась платная парковка в Пограничном принадлежала ООО «Терминал ДВ», возглавляемому бизнесменом Ириной Пудковой. ООО «Терминал ДВ» и Ассоциация перевозчиков пункта пропуска Пограничный связаны одним общим лицом – это местный предприниматель Игорь Николаевич Чеботарев, возглавляющий Ассоциацию и являющийся учредителем в «Терминал ДВ». Второй учредитель «Терминал ДВ» — Ким Николай Пяк-Нокович. Человек с такими же ФИО является депутатом Уссурийского городского округа. Известно только, что Приморское УФАС России в конце 2022 возбудило дело против Ассоциации по факту заключения антиконкурентного соглашения при организации движения грузовых автомобилей на границе Приморья с Китаем.

В сюжете «Новиков Сталкер» отмечено, что представители ООО «Терминал ДВ», отвечая на запрос местных СМИ, сказали, что им известно об эпизодических «поборах» на границе с Китаем, но что их осуществляли какие-то «приезжие бандиты».

К 2023 году движение на границе более-менее нормализовалось, карантинные ограничения сняли, и в последнее время перевозчики особенно не жаловались, рассказал Пётр Куприянов.

Коррупционных очередей не было и нет?

«Платная парковка как стояла, так и стоит, и очередей по-прежнему две: обычная, с водителями которой мы, в основном, и имеем дело – и та, что через платную парковку. Отмечу, что пропускная способность наших погранпереходов – до 200 машин в день, когда на западном направлении проходит до 1000 машин в сутки. При этом Китай уже строит трёхэтажные пункты пропуска на границе, а у нас всё остаётся на уровне «платной парковки». Хотя грузооборот между Россией и Китаем только увеличивается», – заключил председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
коррупция, очереди, граница, китай
Поделиться
Похожие новости