Новость общества

Выгоден ли кому-то транспортный коллапс на российско-китайской границе в Забайкалье?

Выгоден ли кому-то транспортный коллапс на российско-китайской границе в Забайкалье?

Фото © «Московская газета»

02.02.2023 в 13:16:00
2834

На российской-китайской границе в Забайкальске (Забайкальский край) с ковидных времён скапливаются огромные очереди из грузовиков, едущих в Китай. В последнее время из Забайкальска поступает информация, что порядок прохождения очереди контролирует не таможня, а сами водители

В ситуации разбиралась «Московская газета».

Таможня не справляется, а местный бизнес – вполне

«Мы писали об этой ситуации на российско-китайской границе во множество инстанций, — рассказал «Московской газете» президент Национальной Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Она возникла благодаря коронавирусным ограничениям: российские автомобили не пускали в Китай – их пускали на нейтральную полосу, китайский перевозчик забирал прицеп, разгружал его на своей стороне и возвращал обратно. В связи с этими процедурами на границе сформировалась очень большая очередь. И предприимчивые граждане в Забайкалье решили этим воспользоваться. Коронавирусные ограничения только начали снимать, так что эта ситуация там, скорее всего, сохраняется. В очередь выстраивалось до 1000 автомобилей, и местные, которые знают и таможенников, и пограничников, и прокуроров, наладили бизнес: кто хочет проехать без очереди платит 50 тыс. рублей и проезжает на нейтральную полосу окольными путями. В день там проезжает около 30 машин на въезд и выезд, пропускные способности таможни и пограничных постов не рассчитаны на такой поток, тем более сейчас, когда у нас вся логистика переориентировалась на Китай. Мы давно предлагали увеличить там количество постов и создать электронную очередь, упорядочить все процессы, чтобы люди столько не стояли. Когда машина стоит в очереди месяц, посчитайте затраты перевозчика: топливо, зарплата для водителя, еда. В итоге всё закладывается в стоимость услуг перевозчика и в стоимость продукции для конечного потребителя. У перевозчиков все машины – в дорогом лизинге. И если вместо трех «ходок» в Китай в месяц вы делаете полходки, где взять деньги, чтобы покрыть все затраты? Госдума подошла к этому вопросу только сейчас, а надо было заниматься этим уже два года назад».

Собеседник издания рассказал, что смотрел видеозапись разборок в очереди между бурятами и дагестанцами, с применением огнестрельного оружия. Такого видео «Московская газета» не нашла, но нашла публикацию, где сообщается, что членом группы, контролировавшей очередь из фур на российско-китайской границе, был задержанный правоохранительными органами главный тренер Бурятии по вольной борьбе Цыбик Максаров.

«Сейчас там всё на время притихло. Но ведь это бизнес и большие деньги. 100 машин – это 5 миллионов. Если прогонять в день хотя бы 10 машин без очереди за границу – 15 миллионов в месяц, — отметил собеседник издания. — Так что проблема здесь очень серьёзная, такая же ситуация в Приморском крае, где таможенные погранпереходы тоже не справляются с потоком транспорта. Но ведь европейское направление у нас сейчас не эксплуатируется – перебросьте таможенников, пограничников туда или в Приморье, или в Грузию на Верхний Ларс, где похожая ситуация. Почему этого нельзя сделать?»

Коррупционная схема?

«Водители очередь не регулируют, туда внедрены коммерческие структуры, которым необходимо платить немаленькие деньги, чтобы водители могли пересечь границу, якобы встав в очередь. Это коррупционная схема, — сказали «Московской газете» в Объединении перевозчиков России. — Таможенники там действительно не при делах. При делах, как мы считаем, более высокие чины. Местные «фирмочки» якобы регулируют очередь, а на самом деле зарабатывают деньги. За ними могут стоять крупные чиновники. Мы предполагаем, что эти фирмы связаны с кем-то из руководства Забайкальска, а дальше эту ситуацию не копали».

Коррупционный момент подтвердил «Московской газете» представитель Объединения перевозчиков России в Чите Александр Гордиенко.

«Китай не снял ограничения 16 января, и сейчас машины заходят в Манчжурию без «перецепа», водители живут в гостиницах или в своих автомобилях. Надо записаться в очередь на сайте так называемого «колл-центра». Допустим, 1 числа месяца ты записался и после этого только через 7 списков можешь записаться снова. Коррупция тут присутствует, да. Когда был «перецеп» от Забайкальска до Манчжурии, ставка за безочередный проезд машины протяжённостью 2 километра была 400 000-450 000 рублей, сейчас ставку сильно уронили. Сейчас проезд от Читы до Манчжурии стоит примерно 100 000-150 000 рублей. Всё это организуют местные структуры. Некоторое время назад на месте очереди присутствовали люди в форме сотрудников ГИБДД, которые занимали сторону группы людей, называвших себя «инициативной группой водителей». Эти люди вписывали в очередь несуществующие машины, в том числе легковые, а потом продавали эти места. Так было в 2021-2022 году. Сейчас нет такого ажиотажа и такой цены», — рассказал Александр Гордиенко.

«Скажите, как ускорить очередь?»

«Колл-центр», с помощью которого можно поставить фуру в очередь на китайской границе, действительно существует и имеет свой интересным образом оформленный сайт. Правда, дозвониться до некой «Логистической компании», указанной на сайте, «Московской газете» не удалось.

Решив дозвониться до людей, журналист издания нашёл упоминания в прессе о членах тех самых водителей, которые в свое время могли знать о действующей схеме с инициативной группой водителей.

В материале 2021 года «Вести.Чита» упоминается Василий Меленьтьев. Василий Меленьтев – директор пункта техосмотра в Забайкальске, занимается пассажирским транспортом и является поставщиком в госзакупках для Читинской таможни. Журналист дозвонился до предпринимателя.

— Вас беспокоит представитель регионального перевозчика. Мы хотим отправить несколько фур в Китай и хотим ускорить процесс прохождения очереди. Это можно сделать?

— Нет. Работает колл-центр – звоните, забивайте (место в очереди, – прим.авт.), и поехали.

— До колл-центра не дозвониться.

— Когда будут составляться списки – забивайте место, и поехали.

— А можно ускорить очередь? Мы знаем, что происходит на границе, нам не нужны такие издержки.

— Я вам в этом ничем не помогу.

— А кто сможет помочь?

— Не знаю. Я сейчас в Чите, и к этому колл-центру отношения не имею. Звоните, записывайтесь в список – если попадёте, то попадёте.

— А у вас нет контактов на границе?

— Нет.

Также в материале «Вести.Чита» упоминается Анна Гурулёва. По данным Find-org, Анна Гурулёва – директор ООО «АвтоТрансСити» в Забайкальске. Журналист позвонил по указанному на сайте номеру.

— Анна Евгеньевна?

— (тихий женский голос) Вы ошиблись.

— Это компания «АвтоТрансСити»?

— (громкий женский голос) Ошиблись, говорю ещё раз!

Выходит, в очереди из фур на китайской границе коррупционного момента нет? Возможно, что после проведённых силовиками в декабре прошлого года задержаний в Забайкальске это действительно так. По крайней мере, телефонным звонком от неизвестного перевозчика никакой преференции в Забайкальске уже не добьёшься.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
забайкалье, фуры, коллапс
Поделиться
Похожие новости