Новость общества

На стоимость авиабилетов в России могут влиять экспортные цены на авиакеросин

На стоимость авиабилетов в России могут влиять экспортные цены на авиакеросин

Фото © «Московская газета»

24.08.2024 в 11:26:00
1686

Цены на топливо — извечный «камень преткновения» между российскими авиакомпаниями и нефтяниками. У каждой стороны в этом вопросе своя правда. О влиянии стоимости авиакеросина на стоимость авиабилетов «Московская газета» уже писала. В 2024 году авиакомпании вновь бьют тревогу. Авиакеросин в России дорожает постоянно. Возможно, это вызвано, как и во многих других отраслях, высокими экспортными ценами?

Критической ситуации с ценами внутреннего рынка на авиакеросин не наблюдается — в начале 2024 года биржевой индекс на европейской части России соответствовал уровню 80 тыс. рублей за тонну, в начале июня — 77 тыс. рублей за тонну, по состоянию на 21 августа — 80 тыс. рублей за тонну, рассказала «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова:

«Рыночные колебания цен на авиакеросин вполне допустимы, в этом году они не выходят за пределы инфляции и заложены в бюджеты авиакомпаний. Кроме того, на государственном уровне предусмотрены программы субсидирования для авиакомпаний, которые, в частности, предусматривают возвратный демпферный механизм. На уровне Минэнерго и ФАС обеспечивается контроль запасов в аэропортах страны и бесперебойности топливообеспечения. В этой связи на текущий момент предпосылок оказания существенного давления цен авиатоплива на стоимость авиабилетов для пассажиров нет. Рост цен на авиабилеты наблюдается и при снижении от цен на топливном рынке».

Другую точку зрения представил в комментарии «Московской газете» авиаэксперт Роман Гусаров:

«Как подорожал авиакеросин, мы видим по отражённым в СМИ рекордным котировкам на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже 6 августа, цена тогда ушла за 80 тыс. рублей за тонну. Авиакомпании бьют тревогу, потому что это не может не сказаться на стоимости авиабилета. Все авиабилеты на сентябрь уже проданы по старым тарифным планам, а керосин подорожал именно сейчас, когда надо лететь. Даже та регулярная прибыль, на которую рассчитывали авиакомпании, уйдёт в карман нефтяникам. Что касается государственного субсидирования, то оно связано с определённой частью перевозок — специальных, региональных, социального значения. Эти направления субсидирования на сегодня уже определены. Механизм демпфера действительно возвращает авиакомпаниям деньги, но задним числом, а оборотные средства на керосин нужны сейчас. И если средств не хватает, приходится идти в банк за кредитом, а ставки кредитования вам известны. Так что ситуация для авиакомпаний складывается нехорошая. Билеты на сентябрь уже проданы. А вот в осенний сезон билеты будут дороже, чем могли бы быть. Когда цены на авиакеросин находятся в разумных пределах — 30-40 тысяч рублей за тонну —, то это примерно 1/3 стоимости авиабилета. А если они вырастают в два раза, то увеличивается и их доля в стоимости билета. Как только наступает высокий сезон, и растёт спрос на авиаперевозки, нефтяники обычно поднимают цены на авиакеросин, обосновывая это ремонтом НПЗ или другими причинами. В своё время в Совфеде предлагали ввести потолок цен на авиабилеты. Но тогда, на мой взгляд, нужно вводить потолок цен и на авиакеросин. Надо отметить, что всё время растёт ещё и стоимость услуг топливозаправщиков, а в этой сфере зачастую царит монополия. В общем, надо либо разбираться со всей этой ситуацией, либо отдавать её на откуп рынка и мириться со скачками цен».

«Ценообразование по авиакеросину довольно непрозрачно, — рассказал «Московской газете» источник в сфере нефтепереработки, бывший инженерно-технический сотрудник в одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний. — Можно предположить, что рост цен на авиакеросин на внутреннем рынке связан с экспортом, то есть происходит выравнивание цен под экспортный нетбэк (экспортная цена того или иного вида топлива за вычетом транспортных расходов и налогов, — прим. авт.). На рынке Казахстана тоже дефицит по данной позиции».

Дефицит авиатоплива в Казахстане составляет около 350 тыс. тонн в год при производстве около 600-650 тыс. тонн в год, сообщил замминистра транспорта Казахстана Талгат Ластаев. В 2023 г. министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев говорил, что для восполнения сезонного дефицита Казахстан импортирует авиакеросин из России. Летом 2023 г. в республике на месяц приостановили импорт авиатоплива из России из-за риска затоваривания. Чем выше экспортный нетбэк, тем менее выгодно реализовывать то или иное топливо на внутреннем рынке по имеющимся ценам, поэтому производители их увеличивают, сообщила в комментарии «Известиям» управляющий партнёр аналитического агентства WTM Consult Екатерина Косарева.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
авиабилеты, авиакеросин, Россия, перелет
Поделиться
Похожие новости