Новость общества

Названы риски для Камчатки и руководства региона в ближайшем будущем

Названы риски для Камчатки и руководства региона в ближайшем будущем

Фото © «Московская газета»

21.08.2024 в 16:55:00
1735

Учёные проанализировали для «Московской газеты» землетрясение, произошедшее на Камчатке, и риски нового катаклизма в регионе. Руководитель аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков рассказал, о чём стоит беспокоиться сейчас и в обозримом будущем главе Камчатского края Владимиру Солодову

На Камчатке находится так называемая зона субдукции, то есть линейная структура, вдоль которой происходит погружение океанической плиты под континентальную плиту, рассказал «Московской газете» главный научный сотрудник лаборатории физики пробных масс Института физики Земли РАН Алексей Любушин:

«Эти зоны, не только на Камчатке, но всюду, являются источником сильнейших землетрясений, так называемых субдукционных. Для субдукционных сейсмических событий землетрясение магнитудой 7, которое произошло недавно, сравнительно несильное, так как магнитуда таких землетрясений может доходить до 9, как было в 2011 году в Японии. При увеличении магнитуды на единицу (вроде бы немного), энергия увеличивается в 10 умножить на корень квадратный из 10, то есть примерно в 32 раза».

Недавнее землетрясение магнитудой 7 произошло на океаническом дне в 100 км от побережья Камчатки, отметил Алексей Любушин.

«Волны цунами не было, а эффект воздействия сейсмических волн в Петропавловске-Камчатском был незначительным: никаких разрушений построек, лишь падение некоторых предметов. Неприятно, но вполне терпимо. Там еще идет так называемый афтершоковый процесс, то есть постепенно затухающая последовательность землетрясений с уменьшающейся магнитудой. Это процесс может длиться еще долго — несколько недель, но особого ущерба от него не будет. Основная опасность этого события заключается в том, что оно может быть форшоком — предварительным толчком более сильного землетрясения, которое может иметь магнитуду 8-9. Именно так было в 2011 году в Японии: сначала форшок магнитудой 7,3, а через 3 дня — сейсмическое событие 11 марта 2011 года с магнитудой 9. И сейчас в Японии объявлена тревога на государственном уровне после землетрясений магнитудой 7 в желобе Нанкай южнее Токио, которое может быть предвестником мегаземлетрясения с магнитудой 9 или даже 10», — заключил главный научный сотрудник лаборатории физики пробных масс Института физики Земли РАН.

Землетрясение магнитудой 7,1, произошедшее 18 августа, — нормальное явление для Камчатки, которая входит в так называемое «Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо», рассказал «Московской газете» учёный-эколог Сергей Симак:

«Причина заключается в том, что там находится граница сближающихся литосферных плит: Тихоокеанской и Евразийской (частью которой является Охотоморская плита с расположенной на ней Камчаткой). Восточное побережье полуострова лежит параллельно Курило-Камчатскому желобу, где эти плиты сходятся.

Океаническая тихоокеанская кора погружается под более толстую континентальную (это называется субдукция), при этом накапливается огромное напряжение, как в пружине, которое время от времени высвобождается в виде землетрясений и извержений вулканов. При землетрясениях происходит резкое смещение краев плит относительно друг друга, но происходит это не одномоментно — первый «скачок» обычно самый сильный, а следом происходит ряд постепенно затухающих толчков — афтершоков, пока плиты не придут в равновесие. Но это равновесие временное, так как движение плит продолжается, и напряжение снова начинает накапливаться. Через 50-60 миллионов лет Тихий океан в основном исчезнет, а на стыке Евразийской и Североамериканской плит начнут расти горы, подобные Гималаям».

Землетрясение произошло у Тихоокеанской и Охотоморской плит; будучи старше и, следовательно, более плотным Тихий океан погружается под полуостров Камчатка, который расположен на Охотоморской плите, отметил учёный.

«Тихоокеанская плита погружается под Северо-Американскую, Евразийскую, Филиппинскую и Австралийскую плиты, поэтому она медленно сжимается», — рассказал Сергей Симак.

Опыт показывает, что, чем больше масштаб разрушений и иных проблем для населения в связи со стихийным бедствием, тем выше уровень ожиданий от действий губернатора — причем, со стороны как широкой общественности, так и Центра, сказал «Московской газет» руководитель аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

«Если брать примеры из новейшей истории дальневосточных регионов, можно вспомнить, например, как в августе 2007 года тогдашний полпред в ДФО Камиль Исхаков публично подверг критике оперативность реакции главы Сахалинской области Ивана Малахова, который, по мнению федерального чиновника, недостаточно быстро лично выехал в пострадавший от землетрясения Невельск (вскоре после этого глава региона покинул свой пост). При этом Исхаков в качестве положительного примера тогда приводил оперативную реакцию Олега Кожемяко (на тот момент губернатора Корякского автономного округа), после Олюторского землетрясения в апреле 2006 года, быстро прибывшего в пострадавшее село Теличики», — пояснил Михаил Нейжмаков.

Последствия недавнего землетрясения на Камчатке, по крайней мере, по ситуации на 19 августа, пока менее масштабные, чем в ходе вышеназванных аналогичных стихийных бедствий, отметил политолог.

«Это снижает уровень политических рисков для губернатора края Владимира Солодова. Пока основной потенциальный фактор уязвимости для руководства края в рамках этого сюжета — реализация его поручений по поводу расселения аварийных домов, где есть риски обрушения после землетрясения, а также строительства нового жилья. Впрочем, тут следует учитывать, что аварийное жилье — проблема многих, даже более экономически благополучных регионов. Результаты такой работы могут стать одним из факторов, влияющих на дальнейшую губернаторскую карьеру Владимира Солодова — не будем забывать, что срок его полномочий истекает в 2025 году. Также не будем забывать, что в преддверии Восточного экономического форума (который должен состояться 3-6 сентября 2024 года) внимание Центра к повестке ДФО обычно возрастает, что также может способствовать усилению внимания федеральных властей к ликвидации последствий землетрясения на Камчатке. В целом позиции губернатора Камчатского края Владимира Солодова сейчас остаются достаточно устойчивыми. Однако по мере приближения весны 2025 года, когда наблюдатели будут ожидать от федеральных властей окончательного решения вопроса о поддержке его выдвижения на новый срок, информационные атаки против этого губернатора могут усилиться. При этом стоит учитывать, что регион обладает достаточно заметным протестным потенциалом, но это в принципе характерно для многих территорий ДФО. Можно отметить, что в ходе думской кампании 2021 года главным игроком протестного фланга здесь стала КПРФ, а в 2016 году в той же роли здесь выступала ЛДПР. Проблемная повестка региона не так часто попадает в поле зрения федеральных СМИ — нередко это может быть связано со скандалами экологического характера, иногда — с бизнес- и внутриэлитными конфликтами. Кроме того, важной темой для оценки Центром ситуации в регионе может потенциально становиться состояние систем ЖКХ и организация отопительного сезона. Для аналогии вспомним, как в 2005 году Владимир Путин впервые воспользовался правом отстранения от должности губернатора в связи с утратой доверия, отправив в отставку главу Корякского АО Владимира Логинова (ныне эта территория входит в состав Камчатского края), связав такой шаг со «сложным положением с теплом и обеспечением энергоносителями» ряда населенных пунктов», — заключил Михаил Нейжмаков.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Камчатка, регион, землятрясение
Поделиться
Похожие новости