Названы страны, где люди берут кредиты на похороны и хранят прах дома
«Московская газета» продолжает цикл статей о необычных погребальных традиций и обрядов народов мира. Как выяснило издание, в Японии похороны дорогие, а отношение к смерти специфично. В христианизированной Южной Корее погребальные и поминальные обряды имеют много нюансов
В ГБУ Московской области «Центр мемориальных услуг» сообщили, что в середине лета в Японии проходит трёхдневный праздник Обон, посвящённый почитанию предков и умерших душ.
Японцы придают большое значение погребальным обрядам, как и свадебным, юбилейным и другим, рассказал «Московской газете» руководитель Центра исследований Японии Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов.
«Умерших людей в Японии не хоронят в земле, а только кремируют. Это исторически связано с тем, что Япония – маленькая страна, у японцев просто мало земли. Церемония похорон в Японии стоит очень дорого. Многие люди берут кредиты, чтобы похоронить родственников, а потом долго выплачивают эти займы. Сейчас в связи с тем, что в Японии много пожилых одиноких людей, крематории забиты, стоят целые очереди на сжигание тел».
Перед кремацией умершего отпевают синтоистские священники, это чем-то напоминает православный обряд, отметил японовед.
«У японцев две основных религии: буддизм и синтоизм. Синтоизм – поклонение духам предков. Эти религии благополучно сосуществуют, между их последователями нет никакой вражды. Перед кремацией приходит синтоистский священник, читает молитвы, размахивает опахалом. После кремации родственники умершего могут забрать урну с его прахом и какое-то время хранить дома. Там на небольшой алтарь ставится фотография или портрет близкого, ему долгое время молятся. Потом прах захоранивают на кладбище. В Японии число верующих превосходит число населения, потому что многие совмещают две религии. Свадьбы они играют обычно по буддистским канонам, более светлым и оптимистичным. Похороны – по синтоистским, более жёстким. Памятники умершим ставят из гранита или мрамора, только вертикальные, очень небольшие», — рассказал Валерий Кистанов.
Отношение японцев к смерти в чём-то сформировано географическими и природными условиями страны, отметил учёный.
«Умирать в Японии, как и везде, никто не хочет. Люди верят в загробную жизнь. С другой стороны, мы видим в японской истории и культуре многочисленные примеры того, как люди умирали за идею. Японцы сотнями тысяч шли на смерть во имя императора во время Второй Мировой войны. Мы знаем о лётчиках-камикадзе, которые взлетали и сбрасывали шасси, после чего становилось понятно, что самолёт закончит полёт единственным способом – протаранив боевую технику врага. Мы помним о самураях и кодексе Бусидо. В определённой степени всё это объясняется географическими условиями: Япония – стеснённая по площади страна, подверженная землетрясениям, ураганам, цунами. На протяжении столетий японцы привыкали стоически переносить бедствия и выживать. Так и сформировалось соответствующее отношение к смерти», — заключил руководитель Центра исследований Японии Института Китая и современной Азии РАН.
Южная Корея – многоконфессиональная страна, отметил в разговоре с «Московской газетой» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Институт Китая и современной Азии РАН Евгений Ким:
«40% верующих там – христиане. Есть католики, протестанты, есть много различных сект. 25-35% верующих – буддисты. 50% населения – неверующие. Но и неверующие зачастую соблюдают обряды, причём буддистские».
Эксперт также рассказал об особенностях погребальных и поминальных ритуалов в Южной Корее:
«Траурная одежда у корейцев – белая, а не чёрная. Принято проводить «чеса» – церемонию с целью почтить память предков. Это своеобразные поминки. На похоронах родственники или дети умершего категорически не могут нести гроб с телом умершего, это могут делать только другие люди. В целом в Корее мало земли, а народа много, поэтому преобладает, конечно, кремация. Но есть семьи, у которых есть возможность предать тело умершего родственника земле. В отличие от мусульман, которые хоронят умершего в одном саване, в Корее в этом случае необходим гроб. Хоронят умершего так, чтобы он был как бы обращён лицом на восход солнца. Это создаёт некоторые проблемы. В России памятник ставят в изголовье, а в Корее – в ногах. Когда родственники приходят на место погребения они три раза кладут земной поклон, обратившись к лицу умершего. Родственники вынуждены позади памятника устанавливать поминальный стол и кланяться. Если могила огорожена родственники кланяются за пределами ограды. Старший сын должен проводить ежегодно в день смерти отца «чеса». Обязанность осуществлять ежегодные поминки зачастую соблюдается достаточно долго. Если после отца умерла мать их можно поминать в один день, например, перед Новым годом. На поминальном столе устанавливается фотография умершего, также на стол кладётся самая разная еда. Обязательно должны быть: свежесваренная рисовая каша, суп – желательно из морской капусты «ким чи», овощи, соевый тобу (по-японски это называется «тофу»), сваренная курица, ещё что-то мясное. В России корейцы ставят колбасу и яйца, фрукты в нечётном количестве, сладости, напитки. Не менее 10-15 блюд. Если хоронят отца умершему полагается рюмка водки: сын со своей женой должен в три приёма наливать в рюмку водку и три раза подносить её, сделав круг вокруг горящей свечи, после чего рюмка ставится на стол. Подходя к месту погребения, сначала старший сын со своей женой делают два земных поклона и один полупоклон. Потом младшие братья, потом дочери, потом внуки. То, что мы называем поминками, иногда проходит в специальных траурных залах. Там устанавливается стол, фотография умершего, немного цветов. И столики, куда приходят люди выразить соболезнование родственникам, оставляя в специальном ящике с прорезью деньги. Пришедшие подходят к портрету умершего и три раза кладут поклон. Потом поминают, выпивают, закусывают, разговаривают с родственниками. Затем урну с прахом умершего помещают у него дома не менее, чем на месяц: как верят корейцы, за это время высшие силы оценивают его жизнь и принимают решение о его дальнейшей судьбе. По аналогии с российскими «девятинами» и «сороковинами». Бывший президент Кореи Чон Ду Хван хотел, чтобы его похоронили на смотровой площадке с видом на Северную Корею. Этот президент пришёл к власти в Южной Корее в начале 80-ых. При нём было жестоко подавлено народное восстание, многие корейцы подверглись репрессиям. Чон Ду Хван был осуждён и даже приговорён к казни, но впоследствии помилован. Однако в Южной Корее к нему сохранилось враждебное отношение. Правительство не могло похоронить его на государственном кладбище, и ни одно другое кладбище не согласилось принять его прах. Поэтому урна с прахом Чон Ду Хвана хранится в его доме».
Ранее в ГУРБ Московской области рассказали о различиях в организации похорон в разных странах.
-
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о готовности прийти к окончательному решению территориальной проблемы в отношен...12.12.2016 в 13:38:002833
-
По результатам исследования пациентов, японские ученые выявили две новые группы крови.07.12.2016 в 14:42:002768
-
Достижение договоренностей по данному вопросу должно принести выгоду бизнесу обеих стран.07.12.2016 в 10:29:003087
-
По словам организаторов, проведение мероприятия позволит узнать, как сложится жизнь общества будущего при использовании ...02.12.2016 в 14:30:002561
-
Правительство Японии в качестве условия достижения мирного договора планирует потребовать от России только два остр...23.09.2016 в 10:01:004433
-
6 августа, в День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы к Посольству «страны восходящего солнца»...07.08.2016 в 19:54:002938