Новость общества

Эксперты рассказали о необычных погребальных ритуалах народов мира

Эксперты рассказали о необычных погребальных ритуалах народов мира

Фото © «Московская газета»

10.03.2024 в 15:57:00
3133

Как сообщили в ГБУ МО «ЦМУ», на Филиппинах существует довольно необычный для западного человека погребальный ритуал: умершего усаживают в кресло у входа в дом и некоторое время имитируют общение с ним, как с живым. Какие ещё необычные или даже шокирующие, может быть, только на первый взгляд, погребальные ритуалы существуют в культурах народов мира?

Для жителя Индии, исповедующего индуизм, лучшее погребение – это быть сожжённым в гхатах (сооружения для ритуального омовения индуистов или кремации, – прим. авт.) на берегу Ганга, чтобы пепел отправился в путешествие по водам священной реки, рассказал «Московской газете» научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов:

«Раньше индуисты, отправляясь куда-либо, брали с собой сосуд со священной водой из Ганга, чтобы после возможной смерти неким образом вернуться к священной реке. Другой вариант погребения – просто сожжение, не обязательно на берегах Ганга. Погребение в землю практикуется только среди мусульман и христиан Индии».

Когда обычный человек в Индии умирает, в его отношении действует сохранившаяся традиция омывания тела, добавил ученый:

«Во время этого обряда тело должно лежать головой на только юг. Для омывания применяется так называемая «святая ванна»: молоко, топлёное масло, мёд и другие ингредиенты. Если всего этого нет, применяется только вода. Тело помещается в специальный ящик, над ним читают мантры, после чего кремируют. Во время кремации тело располагается уже ногами на юг. Кремируют всех, кроме младенцев и святых – тех, кто по индуистским представлениям не совершил грехов, от которых его нужно очистить в ходе обряда омовения и сожжения».

Парсы (последователи зороастризма в Индии и Пакистане) переняли от индуистов обряд сожжения, заметил Алексей Куприянов.

«Хотя стандартный для зороастризма обряд погребения – это «Башня Молчания»: строится сооружение, на вершину которого относят умерших людей, после чего их тела съедают шакалы и дикие птицы. В Индии есть некоторое количество Башен Молчания, дополнительно оснащённых солнечными отражателями для скорейшего разложения тел. В Иране, родине зороастризма, раньше существовал обычай, когда при необходимости погребения в земле могилу тщательно цементировали изнутри, чтобы тело не соприкасалось с землёй», — рассказал учёный.

Для индуиста, по словам научного сотрудника ИМЭМО РАН, время циклично:

«Если человек на данном жизненном витке исполнил Дхарму и жил как положено он поднимается ещё на один виток, и так – пока не сольётся с Брахманом. А если нет, жизнь придётся повторять снова. Индуист спокойно относится к смерти, для него это лишь маленький виток его судьбы».

Африканские погребальные обряды бывают довольно экзотическими, рассказала «Московской газете» политолог-международник, африканист Наталья Пискунова:

«Один из наиболее шокирующих для внешнего наблюдателя – это обряд практикующийся в Западной и Центральной Африке, а также в Конго, когда перед похоронами умершего предка потомки и ближайшие члены семьи не проводят мумификацию, как мы привыкли видеть в кино, а вынимают часть органов умершего для дальнейшего поедания. В местной культуре считается, что поедание предка – это обретение его силы. Так делают отдельные африканские племена. В остальном погребальные обряды в Африке определяются христианским или мусульманским влиянием в регионе. А в областях, менее подверженных этим влияниям, обряды бывают совершенно фантастическими. Местные власти их не поощряют, но и не запрещают. И всё это происходит в 21-м веке. На мусульманских и христианских территориях сначала проводят обряд по христианской или мусульманской схеме, а параллельно с этим идут племенные обряды. Массовое воздействие католической церкви, большое количество миссий католической церкви в Африке, а также влияние мусульманской культуры приведёт к тому, что и глубокие африканские территории рано или поздно окажутся в сфере влияния мировых религий».

Практически во всех культурах существуют обряды, смысл которых сводится к последнему прощанию – «общению» с покойным и к заботе о его посмертном существовании, сказал «Московской газете» учёный-эколог Сергей Симак:

«Мы видим это и в Древнем Египте с его мумиями, и у древних зороастрийцев, или у современного народа фанг в Габоне, который хранит черепа предков, например. В конце концов, это ничем не отличается от хранения тел Ленина или Ким Ир Сена в мавзолеях. Той же цели служат погребальные церемонии и поминки в авраамических религиях, да и «родительские субботы» на кладбищах. Даже у атеистов любых культур принято «провожать» умершего, вспоминая его и как бы символизируя этим, что он будет вечно жить в нашей памяти. Так что при всех различиях между хранением черепа предка в африканском племени, мумии египетского фараона, тела Ленина в Мавзолее и поминках смысл этих обрядов практически идентичен».

Ранее в Главном управлении региональной безопасности (ГУРБ) Московской области рассказали, для чего в России принято выкладывать дорогу от дома усопшего до кладбища еловыми ветвями.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ЦМУ, ГУРБ, Погребальные ритуалы, культура народов
Поделиться
Похожие новости