Новые правила локализации производства семян вызывают обеспокоенность у российских селекционеров
В мае 2023 года правительство РФ утвердило новые правила локализации производства семян. С 1 сентября в России вступят в силу новый ФЗ «О семеноводстве» и Правила локализации производства семян, которых раньше в стране не было. Оба документа приняты в интересах российской науки, но отечественные селекционеры не на шутку обеспокоены
Изначально Минсельхоз ставил перед собой цель усилить роль отечественной селекции и перенести семеноводство на территорию РФ. Теперь зарубежным компаниям предстоит передать половину бизнеса российским резидентам, а отечественным селекционерам – полностью перенести семеноводство в Россию. Так или иначе это все равно будет сделано, но участники рынка видят опасность в резком переходе от одного законодательства к другому. Есть и риски того, что иностранные участники локализации могут сократить свою деятельность на территории РФ или не смогут больше поставлять в страну новейшие технологии.
Как сообщила «Московской газете» исполнительный директор Зернового Соевого союза в Поволжском федеральном округе Юлия Волгина, иностранные семенные компании пока не станут покидать российский рынок.
«Насколько я знаю из опыта общения с нашими партнерами, с участниками нашего бизнеса, никто из представителей иностранных компаний не хочет отказываться от российского рынка. Я уверена, что большинство из них наверняка согласятся на те условия, которые сейчас утвердило российское правительство. Весь вопрос, на мой взгляд, в том, какие именно сорта зерновых они будут обязаны сюда передавать. И согласятся ли они передавать России свои новейшие разработки, свои сельскохозяйственные «хиты». В этом плане я не уверена, что они согласятся выполнять это условие — предоставлять новейшие семена в распоряжение компаний, в которых они не играют ведущей роли», — считает эксперт.
В качестве примера Волгина привела семена сои, в сегменте которых канадская и австрийская селекции всегда считались передовыми.
«Да, это были самые дорогие семена на рынке той же сои, но, если не было каких-то специфических российских стресс-факторов, они давали максимально высокий уровень урожая и качества. При этом они были не самыми устойчивыми к различным стрессам — таким, например, как периодические засухи в Поволжье. Но при оптимальных сельскохозяйственных условиях они реально были лучшими. Да, многие из этих сортов вполне успешно воспроизводятся на территории России, но понятно, что это — не родительские сорта, а те, чье производство здесь уже налажено», — говорит Волгина.
По ее словам, селекционная работа в Европе и некоторых неевропейских странах в последние годы развивалась довольно успешно — в отличие от России, где многие научно-исследовательские институты семян финансировались по остаточному принципу, да и вообще государство неохотно вкладывало средства в семеноводство.
«Поэтому сейчас западные ученые-селекционеры продолжают выдавать на рынок новые успешные сорта зерновых. Но в нынешних условиях трудно сказать, как скоро эти новые сорта будут попадать в Россию. Впрочем, некоторые из этих успешных сортов — уже в РФ, они продолжат воспроизводиться, и я не думаю, что наши сельхозпроизводители ощутят какой-то дефицит в этом плане», — указала аналитик.
По мнению Юлии Волгиной, многие мировые производители семян уже нашли в нашей стране партнеров, и сотрудничество продолжается несмотря ни на что.
«В целом, все мировые компании-селекционеры раньше очень охотно приходили на наш рынок — и потому, что он очень большой, и потому, что объем пахотных земель у нас действительно огромный. Я сужу по российским представителям иностранных компаний — сейчас они с ужасом думают, что в какой-то момент придется уйти с российского рынка и потерять свою долю на нем. Российский агрорынок — это чрезвычайно лакомый кусок мирового рынка, с этим ни один производитель семян не может не считаться.
По словам эксперта, пока из России полностью ушла только мировая компания Corteva.
«Да, понятно. Что со своими семенами подсолнечника и кукурузы она была «номером один» на нашем рынке. На этом фоне отечественные сельхозпроизводители очень «напряглись», потому что альтернативы их семенам, по сути, на тот момент не было. Однако в последние полтора года резко активизировалась господдержка отечественного семеноводства и селекционной работы. Поэтому я думаю, что теперь и российская селекция по многим видам семян пойдет вперед семимильными шагами. По крайней мере, к этому есть все предпосылки — у нас в России есть целый ряд очень хороших сортов, в том числе, если говорить о сое. В определенных условиях, они даже лучше иностранных, потому что они созданы именно для нашего климата, с учетом всех стресс-факторов, какие у нас есть — болезней, засух, сорняков и т.д. Поэтому мы однозначно восполним пробел в селекции, возникший после ухода западных компаний. Весь вопрос в том, как быстро это произойдет», — отметила Волгина.
По крайне мере, в сегменте соевых культур переживать явно не за что, а вот импортозамещение в сегменте кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника, возможно, пойдет не так быстро, указала она.
«В целом, новые правила локализации производства семян в России иностранцев не отпугнут. Большинство из них по-прежнему продолжат работать, и я лично слышала подтверждение этого от представителей многих крупных семенных компаний. Главный вопрос — в том, в каком объеме к нам теперь будут поступать новинки семенного рынка. Ну, в любом случае, мы это переживем, будем создавать свои сорта, и это, безусловно, даст серьезный толчок российской селекционной работе», — заключила Юлия Волгина.
Как сообщил «Московской газете» глава Совета по селекции и семеноводству компании «Народный фермер Кубани» Андрей Барбарицкий, на перенос производства семян в Россию потребуется немало времени.
«Если говорить о Правилах локализации производства семян, то этот документ содержит ряд требований, которые бизнес считает излишними. Так, если раньше любая селекционная компания могла самостоятельно регулировать и селекцию, и семеноводство, то сегодня вводится обязательная отчетность перед Минсельхозом России. То есть, ежегодно до 1 марта наши компании должны предоставлять свой план локализации производства семян, а Минсельхоз должен их утверждать. Селекционеры привыкли работать в рамках рынка, и об отчетности раньше не могло идти речи. Теперь им это придется сделать, а бизнес должен маневрировать, корректировать свои действия», — сообщил он.
Кроме того, Правила локализации предписывают использовать молекулярно-генетические лаборатории, указал Барбарицкий.
«Большинство компаний и в России, и за рубежом не используют молекулярно-генетические лаборатории в селекции. Такие лаборатории используют для определения генов устойчивости семян некоторых культур – подсолнечника, репчатого лука, свеклы — к болезням. То есть, молекулярно-генетическую лабораторию хорошо бы иметь, но ее покупка может стать инвестицией, которая не окупится — она стоит от 15 млн рублей», — отметил аналитик.
Он также напомнил — когда разрабатывались новые Правила локализации производства семян, многие считали, что это делается, чтобы вытеснить с российского рынка зарубежные компании и дать шанс отечественным селекционерам.
«Это предположение о вытеснении западных компаний родилось после того, как Corteva ушла с российского рынка. В итоге, аграрии, которые рассчитывали на эту компанию, потеряли возможность работать с ее семенами. Именно поэтому Минсельхоз пошёл на ужесточение мер – для уверенности, что российские аграрии будут обеспечены семенами в срок. Но, к сожалению, перенести в Россию производство семян не так легко, в том числе и российским селекционерам. Только на перенос семеноводства столовой свеклы из одного региона в другой требуется шесть лет. Впрочем, производители постепенно делают это — уже в 2023 году 25-30% семян будет произведено в России. Все остальное российские, как и многие другие селекционные компании, сосредоточенные на овощных культурах, выращивают за границей», — сказал собеседник издания.
Говоря о локализации семеноводства, не стоит забывать и о стоимости рабочей силы — так, производить семена пасленовых (томат, сладкий перец, баклажаны) в той же Индии гораздо дешевле, говорит эксперт рынка.
«Если же семена будут производиться только в России, то себестоимость производства семян той же пасленовой группы вырастет в пять-десять раз. А, например, семена гибридов лука репчатого уже выгоднее выращивать в РФ. Но риск того, что зарубежные семенные компании уйдут с рынка, все-таки есть. Ведь правила локализации предписывают иностранцам ряд требований, которых в российской практике еще не было. Так, если зарубежная компания хочет работать в РФ, ей предписано передать 51% долевого участия россиянам. Вводится обязательство вести полный цикл – от селекции до семеноводства – в России, делиться селекционным материалом и научными достижениями с российскими НИИ, а также иметь два участка в собственности в различных регионах РФ. Это жесткие требования, которые могут выполнить только сильные компании. А вот малые компании вполне могут найти себе другую прописку, где не столь жестко регламентируют их деятельность», — заключил Барбарицкий.
В свою очередь первый заместитель министра Оксана Лут отметила, что «принятие Правил локализации значительно усилит позиции российской аграрной науки и семеноводческих предприятий, а также позволит надежно защитить внутренний рынок. При этом мы создаем новые возможности для плодотворного партнерства между отечественными и иностранными участниками рынка, качественного развития международной кооперации в этой сфере. Стоит отметить, что ряд крупных зарубежных игроков уже выразили заинтересованность в развитии совместных проектов в нашей стране».
-
«Московская газета» выяснила, как обстоят дела с импортозамещением семян и семенных культур в России. Пробле...22.03.2023 в 14:02:003677