Общепит ест сам себя, а кофе россияне пьют дома?
На российском рынке кофеен наблюдается общая стагнация
По данным опроса телемедсервиса «Доктис», почти половина россиян не пьёт кофе. «Московская газета» узнала, что происходит с ценами и спросом на кофе в российском общепите и в ритейле. Владелец «Первой чайной компании» Андрей Мануйлов рассказал о сложностях с производством чайной продукции в России.
Общепит начинает есть сам себя
С точки зрения цены, ситуация с кофе стабилизировалась по сравнению с прошлым годом, нельзя сказать, что экономика продаж кофейных напитков сейчас хромает, сообщила «Московской газете» основатель сети кондитерских-кофеен «Kuzina» (Москва, Новосибирск) Евгения Головкова.
«Но мы понимаем, что ситуация может меняться с ростом курса валют, — говорит собеседница издания. – Предусмотрев это, мы держим цены на том уровне, который установили в марте 2022 года и имеем неплохую маржинальность продаж кофейной продукции».
При этом с марта 2022 наблюдается падение общего чека в структуре продаж кофейных напитков, отметила Евгения Головкова:
«В сентябре 2022 мы видели существенное падение по чекам именно в Москве. Это связано с оттоком целевой аудитории: людей, которые пьют кофе практически ежедневно, людей с определённым менталитетом. Часть этой аудитории уехала или перешла на удалённую работу».
Статистика, что лишь около 50% россиян пьют кофе, лежала в основе роста потребления кофе в России, сейчас этот тренд изменился, говорит предприниматель:
«Бурный рост и открытие большого количества кофеен был обусловлен как раз тем, что Россия находится в зачаточном состоянии в плане потребления кофе по сравнению с многими другими европейскими странами. На основании этого были построены все прогнозы по продажам кофе. Сейчас этот тренд резко изменился. Целевая аудитория, которая входит в эти 50% и потребляет кофе регулярно, сократилась. Не только из-за того, что люди уехали, но и из-за того, что стали экономить и, возможно, отказывать себе в удовольствии пить кофе в кофейнях, но продолжают это делать дома».
При этом предприниматель надеется на рост выручки к концу 2023 года, однако отмечает общую стагнацию рынка кофеен в России.
«Мы надеемся, что у оставшихся в России любителей кофе выработается иммунитет к сложившейся ситуации, и что сама ситуация изменится. Также на фоне серьёзной конкуренции мы надеемся занять ту долю рынка, которая может освободиться с уходом наших конкурентов. Мы уже видим этот тренд, для рынка это плохо, но для нас как оператора сети кондитерских-кофеен это хорошие новости», — сказала Евгения Головкова.
А что с ценами на кофе и чай в ритейле?
«На начало апреля 2023 средние розничные цены натурального растворимого кофе составляли 3,2 тыс. руб./кг, годом ранее — 2,97 тыс. руб./кг, — сообщил «Московской газете» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. — Зерновой и молотый кофе в среднем по стране стоил 1,49 тыс. руб./кг, годом ранее — 1,3 тыс. руб./кг».
Цены на кофе в ритейле уточнил «Московской газете» предприниматель Дмитрий Потапенко:
«По разным позициям цена на кофе поднялась с допандемийного периода в диапазоне от 15 до 300%. По спросу на кофейную продукцию есть «просад» в районе до 10% – россияне переходят на более дешёвые сорта кофе. По чаю ситуация более стабильная – как пили «пакетики», так и пьём, рост цен на чай – до 20% максимум».
«С незначительным снижением рентабельности»
Основным фактором изменения себестоимости производства чайной продукции в России является то, что более 80% сырья и комплектующих – импортные, рассказал «Московской газете» владелец «Первой чайной компании» Андрей Мануйлов.
«Соответственно, их закупочная цена напрямую зависит от курса валют. Растут цены не только на импортное сырье, но и на то, что производится внутри страны. Часто имеют место «спекулятивные» процессы. Как следствие – рост закупочных цен. Пока не существенный, порядка 15%. У многих производственных компаний в наличии остаются складские запасы, благодаря этому отпускные цены не растут прямо пропорционально росту курса валют. К тому же, пропорционально повысить отпускные цены невозможно, поскольку есть долгосрочные договоры с контрагентами с указанием условий сотрудничества».
В целом, сейчас российские производители вынуждены работать с незначительным снижением рентабельности, заметил собеседник издания.
«Наблюдается падение спроса на продукцию среднего и дорогого сегмента, порядка 20%. В сегменте «эконом» существенного изменения спроса не наблюдается, всё в рамках ежегодных сезонных колебаний», — заключил Андрей Мануйлов.
-
Шампанское и игристые вина подорожают к новогодним праздникам на 10-15%.13.11.2017 в 14:29:005216
-
В столице даже с началом делового сезона продолжает дешеветь жилье, еще сравнительно недавно бившее рекорды дороговизны....07.11.2017 в 18:35:007050
-
К такому выводу пришли в столичном Департаменте экономической политики и развития.14.09.2017 в 15:25:005778
-
Опрос, проведенный социологами «Левада-центра» 18-22 августа среди 1600 жителей 137 населенных пунктов в 48 ...31.08.2017 в 16:53:005193
-
С 2017 года жителей России ждут изменения: вступают в силу новые законы и правила. Изменятся и цены на некоторые виды то...12.01.2017 в 12:17:004282
-
Минимальные цены на шампанское установлены в России с 25 июля....25.07.2016 в 17:28:009562