Новость общества

Общепит ест сам себя, а кофе россияне пьют дома?

Общепит ест сам себя, а кофе россияне пьют дома?

Фото © «Московская газета»

18.04.2023 в 17:49:00
2919

На российском рынке кофеен наблюдается общая стагнация

По данным опроса телемедсервиса «Доктис», почти половина россиян не пьёт кофе. «Московская газета» узнала, что происходит с ценами и спросом на кофе в российском общепите и в ритейле. Владелец «Первой чайной компании» Андрей Мануйлов рассказал о сложностях с производством чайной продукции в России.

Общепит начинает есть сам себя

С точки зрения цены, ситуация с кофе стабилизировалась по сравнению с прошлым годом, нельзя сказать, что экономика продаж кофейных напитков сейчас хромает, сообщила «Московской газете» основатель сети кондитерских-кофеен «Kuzina» (Москва, Новосибирск) Евгения Головкова.

«Но мы понимаем, что ситуация может меняться с ростом курса валют, — говорит собеседница издания. – Предусмотрев это, мы держим цены на том уровне, который установили в марте 2022 года и имеем неплохую маржинальность продаж кофейной продукции».

При этом с марта 2022 наблюдается падение общего чека в структуре продаж кофейных напитков, отметила Евгения Головкова:

«В сентябре 2022 мы видели существенное падение по чекам именно в Москве. Это связано с оттоком целевой аудитории: людей, которые пьют кофе практически ежедневно, людей с определённым менталитетом. Часть этой аудитории уехала или перешла на удалённую работу».

Статистика, что лишь около 50% россиян пьют кофе, лежала в основе роста потребления кофе в России, сейчас этот тренд изменился, говорит предприниматель:

«Бурный рост и открытие большого количества кофеен был обусловлен как раз тем, что Россия находится в зачаточном состоянии в плане потребления кофе по сравнению с многими другими европейскими странами. На основании этого были построены все прогнозы по продажам кофе. Сейчас этот тренд резко изменился. Целевая аудитория, которая входит в эти 50% и потребляет кофе регулярно, сократилась. Не только из-за того, что люди уехали, но и из-за того, что стали экономить и, возможно, отказывать себе в удовольствии пить кофе в кофейнях, но продолжают это делать дома».

При этом предприниматель надеется на рост выручки к концу 2023 года, однако отмечает общую стагнацию рынка кофеен в России.

«Мы надеемся, что у оставшихся в России любителей кофе выработается иммунитет к сложившейся ситуации, и что сама ситуация изменится. Также на фоне серьёзной конкуренции мы надеемся занять ту долю рынка, которая может освободиться с уходом наших конкурентов. Мы уже видим этот тренд, для рынка это плохо, но для нас как оператора сети кондитерских-кофеен это хорошие новости», — сказала Евгения Головкова.

А что с ценами на кофе и чай в ритейле?

«На начало апреля 2023 средние розничные цены натурального растворимого кофе составляли 3,2 тыс. руб./кг, годом ранее — 2,97 тыс. руб./кг, — сообщил «Московской газете» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. — Зерновой и молотый кофе в среднем по стране стоил 1,49 тыс. руб./кг, годом ранее — 1,3 тыс. руб./кг».

Цены на кофе в ритейле уточнил «Московской газете» предприниматель Дмитрий Потапенко:

«По разным позициям цена на кофе поднялась с допандемийного периода в диапазоне от 15 до 300%. По спросу на кофейную продукцию есть «просад» в районе до 10% – россияне переходят на более дешёвые сорта кофе. По чаю ситуация более стабильная – как пили «пакетики», так и пьём, рост цен на чай – до 20% максимум».

«С незначительным снижением рентабельности»

Основным фактором изменения себестоимости производства чайной продукции в России является то, что более 80% сырья и комплектующих – импортные, рассказал «Московской газете» владелец «Первой чайной компании» Андрей Мануйлов.

«Соответственно, их закупочная цена напрямую зависит от курса валют. Растут цены не только на импортное сырье, но и на то, что производится внутри страны. Часто имеют место «спекулятивные» процессы. Как следствие – рост закупочных цен. Пока не существенный, порядка 15%. У многих производственных компаний в наличии остаются складские запасы, благодаря этому отпускные цены не растут прямо пропорционально росту курса валют. К тому же, пропорционально повысить отпускные цены невозможно, поскольку есть долгосрочные договоры с контрагентами с указанием условий сотрудничества».

В целом, сейчас российские производители вынуждены работать с незначительным снижением рентабельности, заметил собеседник издания.

«Наблюдается падение спроса на продукцию среднего и дорогого сегмента, порядка 20%. В сегменте «эконом» существенного изменения спроса не наблюдается, всё в рамках ежегодных сезонных колебаний», — заключил Андрей Мануйлов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
кофе, кофейня, цены
Поделиться
Похожие новости