Новость общества

Отраву с радиоактивными отходами из Амурской области разместили в умирающем от радиации населенном пункте

Отраву с радиоактивными отходами из Амурской области разместили в умирающем от радиации населенном пункте

коллаж «Московской газеты»

12.02.2022 в 00:04:00
7493

Маленький поселок Ярославский в Приморском крае неожиданно получил всероссийскую известность. И дело не в том, что именно в этом населенном пункте расположено градообразующее предприятие «Ярославский ГОК», который является единственным в стране производителем флюоритового концентрата, и до 2013 года обеспечивал 90 % его потребности в России. На территории поселка устанавливают ангар для хранения злосчастных пестицидов, кочующих из Амурской области по Приморскому краю. Хранилище называют «временным», а пестициды «неопасными». Именно об этом приехали поговорить с жителями Хорольского района высокие чины 9 февраля

Если покушать, то, возможно, вред

Встреча с жителями поселка Ярославский состоялась в местном Доме культуры. Успокоить население приехали министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Константин Андронович, глава Хорольского муниципального округа Алексей Губайдуллин и директор ООО «Система» Сергей Шипов.

Константин Андронович открыл мероприятие словами, что сегодня по контракту, который заключили «Зеленый город» и «Система» с правительством Амурской области по утилизации данных отходов, происходит судебное разбирательство.

Министр пояснил, что на сегодняшний день в Амурской области имеется в общей сложности порядка 900 тонн отходов, из которых 300 находится на территории Приморского края. По условиям контракта собственником «приморских пестицидов» является «Система». Собственником отходов на территории Амурской области выступает правительство Амурской области. В данный момент «Зеленый город» и «Система» направили исковое заявление на расторжение контракта, чтобы признать право собственности всех отходов за правительством Амурской области:

«На прошлой неделе было совещание с губернатором Амурской области, который заверил, что эти отходы после решения суда будут вывезены на их территорию. Но, тем не менее, эти пестициды, у которых по непонятным для нас причинам не определен класс опасности в Москве, находятся и здесь, и в Амурской области, в настоящее время направлен запрос в эту организацию для определения класса опасности», — пояснил Андронович.

Министр заверил, что собственные лабораторные исследования Роспотребнадзора и Росприроднадзора не определили в отходах опасных веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и на человека: «Ничего там нет — ни ртути, ни радиации, там те пестициды, которые использовались, по мнению специалистов, в советские времена, которые тогда были запрещены в обороте. Те пестициды, которые хранились в жидком виде, перемешали с землей, разбавили их концентрацию. Нет у нас подтверждения того, что они опасны. Конечно, если их покушать или использовать на огороде, то возможен вред. Что касается ангара, то имеется представление природоохранного прокурора, что данные пестициды хранились так, как они должны храниться по закону».

Сергей Шипов подтвердил, мол, отходы безвредные и их хранение – временное явление. Такой же ангар построят и в Надеждинском районе.

Интересно, что на вопрос, как вообще эти отходы доехали до поселка, Шипов сказал, что «прямо рядом с поселком сломались все четыре машины, которые везли пестициды». Это объяснение вызвало шквал недовольства:

«Я сама видела, машины ехали весело и быстро, никаких поломок не было. Врите хоть правдоподобно», — заявила одна из местных жителей.

Можно «хоронить»

Чтобы максимально обезопасить и успокоить людей, Шипов рассказал, что по требованию прокуратуры доступ к ангару будет закрыт до того момента, как примут решение о дальнейшей судьбе веществ: сами пестициды будут помещены в прорезиненные бигбэги. Кроме того, там установят современные дорогостоящие очистные сооружения для сбора и очистки грунтовых вод.

В ответ на это местная жительница, химик с многолетним опытом работы пояснила, что ни подобных очистных, ни чудо-печей, способных обезвредить яды, в мире не существует. А говорить, что яды, привезенные в Ярославский, якобы безвредные — значит не разбираться в вопросах: «Даже в пестицидах содержится не менее 2% опасного пестицида гранозана, который относится к ядохимикатам I класса опасности, запрещенным к применению на территории России».

В ответ Шипов пообещал отправить жительнице лично на почту результаты экспертизы, так как она «разбирается в формулах и объяснит населению».

Ранее на просьбу граждан показать эту экспертизу, предприниматель заявил: «Экспертиза находится в дальневосточном межрегиональном управлении, если кому нужно — пожалуйста, к ним обратитесь, и, если они сочтут нужным в рамках закона — они вам ее предоставят».

На вопрос местного жителя, не лучше ли вместо строительства ангара, который, как признался директор ООО «Система», он строит на собственные средства, вообще переместить эти яды куда подальше, например, на участок самого Сергея Шипова, ответил Губайдуллин.

«Прокуратура наложила ограничительные меры, чтобы отходы перемещались с того или иного места, и пока нет решения суда его не имеют права оттуда сдвинуть. Чтобы не было никаких «запахов – не запахов», потому что я тоже живу здесь недалеко, и радиации, наверное, с карьера еще больше», — сказал глава округа.

Поселок долгие годы работал в непростых условиях «побочки» от функционирования комбината. В атмосферу выбрасывались далеко неполезные токсины. Но за это время население не адаптировалось к ядам, не мутировало и не желает принимать новую порцию этого «добра».

3 ноября 2021 года портал VL.RU сообщил о том, что население Ярославского стремительно убывает.

«В Ярославском нет больницы, нет пункта полиции. Зато есть три детских сада, школа и МФЦ. Население стремительно убывает – сейчас в посёлке живёт не больше 8 тысяч человек. Многие уехали, когда стало понятно, что ГОК не откроют», — говорится в статье.

Также в материале отмечается, что, «согласно исследованию 2012 года, которое проводили учёные из ДВФУ, в составе хвостов обогащения Ярославского ГОКа были значительно превышены нормы предельно допустимых концентраций мышьяка, свинца, цинка, меди, бериллия и лития. Хвостохранилище Ярославского ГОКа и прилегающие к нему территории были оценены по суммарному показателю химического загрязнения: исследования показали, что данные территории по загрязнению их металлами относятся к категории опасных и чрезвычайно опасных и нуждаются в проведении комплекса рекультивационных мероприятий».

По данным журналистов, поселок и сегодня занимает одно из первых мест в регионе по онкологическим заболеваниям.

«Не первое, а третье!», — поправил во время встречи реплику жителей глава округа.

Вывод: везем в Ярославский яды со всей России?

Некоторые местные жители, похоже, вполне себе — «за». Так, один из местных, (и, кстати, единственный), Андрей Р. на встрече с чиновниками выступил в поддержку последних, заявив, мол, чего местным бояться — столько лет травились! А тут какие-то пестициды!

Сергей Шипов пояснил, что, согласно проведённой экспертизе, этими пестицидами, относящимися ко 2-3 группе опасности, «можно огороды удобрять». Сделав, впрочем, позднее оговорку, что подходить к мешкам даже губернатор рискнул в защитном костюме.

А закон где?

Местный житель, юрист Александр Чудайкин был возмущен всем, что услышал в первые минуты собрания:

«Вы считаете, что требования, которые предусмотрены ГОСТами, тех регламентами можно нарушать? Вы сами не можете определиться, один — «отходы» говорит, другой — «пестициды». Но вы же сами признаете и это в решении суда в Красноярске отмечено, что это яды? Почему люди в Красноярске и Амурской области нормальными считаются, а мы здесь что, уроды, что нам сюда яд везут? Почему там их отказались содержать, а мы должны терпеть? Причем эти яды должны содержаться на специализированных площадках, включенных в Госреестр».

Кстати, насчет заявления о «временном» хранении. Судя по тому, каким запланирован амбар, склад строят надолго. Этого и сам предприниматель не отрицает.

На вопрос журналиста местного СМИ, не получится ли так, что временное хранение превратится в постоянное, и в какие конкретно сроки пестициды будут везены с территории поселка, Сергей Шипов пояснил:

«Да хоть завтра! Но сами знаете, сколько длятся судебные разбирательства. Эти процедуры могут откладываться, заявляются новые требования, появляются вновь открывшиеся обстоятельства. И все эти мероприятия длятся не бесконечно конечно. А что касается ангара, он там будет стоять постоянно, это не значит, что там будут находиться пестициды, там может находиться что угодно. Это склады 2 класса опасности. А пестициды будут вывезены или обезврежены по решению суда. Я этого жду также, как и вы».

Одна из жительниц выразила мнение всех присутствующих: «Мы ждем от вас конкретных шагов, а вы сидите и открыто смеетесь. Выходить на Путина надо? Ведь мы знаем, что это кончится все печально, скоро начнем умирать, как мухи, а спишут на «местную радиацию».

Кстати, решение о создании рабочей группы из активистов поселка Ярославский, которые вместе с компетентными органами будут следить за решением этой проблемы, так и не было конкретизировано. Диалог власти с народом закончился попыткой договориться о такой возможности, но не более того.

А как договариваться, если отношение к ситуации ярко выразил фразой глава Хорольского округа. Когда один из местных жителей, не выдержав «объяснений», попросил с места «не вешать лапшу на уши», господин Губайдуллин громко и внятно заявил в микрофон, мол, «а вы снимите эту лапшу и дома сварите, будет хоть что поесть».

Напомним, на днях в арбитражном суде Амурской области прошло разбирательство, в ходе которого будет определен собственник отходов. Приморье выступает третьей стороной в этом процессе. Результаты заседания пока неизвестны.

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
радиоактивные отходы, амурская область, приморье, радиация
Поделиться
Похожие новости