Новость общества

Парадокс от Минтруда: бедность в стране будет снижаться за счёт роста цен

Парадокс от Минтруда: бедность в стране будет снижаться за счёт роста цен

Фото © «Московская газета»

26.11.2021 в 19:15:00
6200

Для выполнения национального проекта к 2030 году нужно сократить уровень бедности в России в два раза. Для этого в Министерстве труда уже придумали «границу бедности», на страже которой будут стоять бумага, формула и цифры. И, конечно, инфляция

«Граница бедности» – это новый показатель, который хочет ввести Министерство труда для оценки благосостояния граждан, сообщают «Известия». По информации «Коммерсанта», соответствующий проект постановления правительства сегодня будет представлен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как отмечает РБК, «граница бедности» позволит точнее измерить изменение количества бедных в России. Формула не самая простая: значение прожиточного минимума за последний квартал прошлого года ежеквартально умножается на индекс потребительских цен за требуемый период. Из этого сразу напрашивается любопытная мысль: чем ниже прожиточный минимум, тем лучше показатель.

Пресс-служба Министерства труда подчеркивает, что «граница бедности» будет использоваться лишь в статистических целях (меры поддержки населению будут рассчитываться, исходя из прожиточного минимума). В начале октября Росстат опубликовал на портале госзакупок контракт на совершенствование методики оценки финансового состояния жителей России.

Складывается впечатление, что министерство, возглавляемое Антоном Котяковым, совместно с Росстатом просто пытаются добиться выгодной отчетности.

«Такие мысли рождаются, и не без оснований, – рассказал «Московской газете» экономист Игорь Николаев. – Вот мы берём границу бедности, а дальше в соответствии с инфляцией её индексируем, получаем новое значение – и бедными по-прежнему считаются те, кто ниже этой границы. Если вы просто синдексировали прожиточный минимум на уровень инфляции, у вас черта бедности осталась та же самая. Раньше у нас тоже был прожиточный минимум, но он считался по потребительской корзине, а в начале прошлого года анонсировали, что прожиточный минимум будет считаться как процент, – по-моему, 44,3% от так называемого «медианного дохода». При прежней системе, если доход растёт, то и черта бедности повышается, что естественно. Сравним уровень бедности в России и в США. Понятно, что в более богатых странах черта бедности будет выше: прожиточный минимум тянется за общим благосостоянием. То, что сейчас предлагают сделать —индексировать и индексировать на уровень инфляции. Но тогда черта бедности не подтягивается, а остаётся в реальном выражении прежней. Это значит, что на самом деле прожиточный минимум будет становиться меньше, и это улучшит показатель. Такая формула закрепит на «бумаге» показатель бедности, и он не будет расти».

Если Минтруд завёл обо всём этом речь, возникает ощущение, что в министерстве знают, что бедность в России будет расти, и хотят удержать её на текущем уровне — в пределах существующей статистики в 17 с лишним миллионов бедных россиян. С таким предположением эксперт не совсем согласен.

«Как известно, показатель бедности надо сократить в два раза. Если в 2017 году он был 13%, то к 2030 должен составлять 6,5%. Не должно быть и 10 миллионов бедных. Я думаю, именно такой подход, который предлагает сейчас Минтруд, и обеспечит выполнение этого целевого показателя по нацпроектам, а именно сокращение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом. Это позволит отчитаться, что цель достигнута», – подчеркнул экономист.

По словам экономиста, автора Telegram-канала «Деньги и песец» Дмитрия Прокофьева, все прекрасно понимают, что никакие задачи по снижению бедности не выполняются и не могут быть выполнены, потому что они обусловлены существующей структурой экономики.

«Большинство людей работают на низкооплачиваемых и низкопроизводительных рабочих местах и в результате этого просто не могут заработать столько, сколько нужно. Проблема ещё и в том, что оплата за одну и ту же квалификацию различается в разы: за одну и ту же работу в провинции и в Москве платят совершенно разные деньги. Поэтому все бегут в столицу, но ведь все здесь работать не могут. А у тех, кто остается в провинции, положение ухудшается: люди уезжают, бизнес уходит, ничего не заработать. Это такая самовоспроизводящаяся работающая бедность. Отсюда появляются различные бюрократические идеи как-нибудь пересчитать бедность так, чтобы цифры выглядели лучше, чтобы была видна динамика улучшения этих цифр. В существующей системе решить это невозможно, потому что фактически у нас две экономики: одна – государственно-экспортная, в которой все не просто хорошо, а великолепно, она лопается от денег, и потребительская, которая бедная и, по мысли организаторов всего этого, должна подпитывать ресурсом богатую. Бедность – это системное свойство нашего экономического устройства. Чем ниже у людей доходы, тем меньше они могут покупать импорта и претендовать на валютную выручку, и через бедность от них пытаются добиться производительности: если тебе мало платят, ты берёшь вторую и третью работу», — рассказал Дмитрий Прокофьев.

Возможно поэтому показатель уровня доходов вообще не учитывается Минтруда при определении «границы бедности»? С одной стороны, да, считает экономист.

«С другой стороны, власть видит существующий уровень потребления и подозревает, что какие-то деньги у людей есть, иначе не могло бы быть таких цен. Поэтому стараются максимально учесть все возможные доходы: неслучайно сейчас в подсчёте бедности хотят учитывать пособия для инвалидов и т.п. Чтобы как-то натянуть цифру, подогнать под показатель. Не хотят признать, что у нас реальный прожиточный минимум и реальный МРОТ не имеют никакого отношения к окружающей действительности», – подчеркнул Дмитрий Прокофьев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
минтруд, бедность, цены, рост
Поделиться
Похожие новости