Новость общества

«Почта России» больше, чем почта: почему известный всей стране оператор стал IT-компанией

«Почта России» больше, чем почта: почему известный всей стране оператор стал IT-компанией

Фото © «Московская газета»

10.06.2022 в 15:33:00
6997

«Почта России» получила от Минцифры статус IT-компании. Этот статус позволяет ей рассчитывать на некоторые льготы, предусмотренные государством для работников IT-сферы, такие как льготная ипотека и отсрочка от армии

«Почему «Почту России» аккредитовали как IT-компанию?» – задаёт вопрос руководитель IP/IT-практики юридической фирмы Digital Rights Center, цифровой юрист Михаил Третьяк.

«По-моему, единственное IT-решение для пользователей, которое у них есть, – это их мобильное приложение. Да, они могут заниматься разработкой каких-то своих внутренних систем учёта, но это не профильная IT-компания. Думаю, что большую часть IT-разработок в «Почте России» создают привлечённые люди, а не их внутренний IT-отдел. Мне не очень понятно, своими ли силами они разработали мобильное приложение», – заметил Михаил Третьяк в беседе с «Московской газетой».

В любом почтовом отделении в России можно услышать фразу «у меня компьютер виснет» или «не работает безналичная оплата». Сроки доставки посылок и многие другие особенности организации тоже всем известны. При этом «Почта России» – теперь IT-компания?

«Да, у них бывают жёсткие лаги в работе системы, – считает эксперт. – Даже система отслеживания трекинга посылок не всегда работает нормально. В сортировочном центре в Давыдково случается, пропадают посылки. Допускаю, что проблемы такого рода могут быть связаны с отсутствием надежной внутренней системы контроля сортировщиков или плохо налажена связь между системой учета на местах и мобильным приложением, к примеру данные приходят не в режиме реального времени, а с большим опозданием. Если все эти факторы совпадут, то посылка, особенно если она международная, может попасть на территорию России и просто исчезнуть либо где-то зависнуть на неделю, после чего внезапно появиться в каком-то отделении связи. В организации системы отслеживания внутри сортировочных центров есть недостатки».

В чём же причина такого государственного интереса к поддержке «Почты России» всеми IT-льготами?

«Я считаю, что одной из причин может быть административный ресурс, – считает Михаил Третьяк. – Хорошие отношения главы компании Максима Акимова с правительством, а также возможность иметь за счёт статуса IT-компании все полагающиеся льготы. Я, конечно, не знаю всей их внутренней кухни, но есть такая схема: если ты располагаешь какой-то IT-разработкой, то создаёшь отдельную компанию, фирму, которая будет ей заниматься. А если ты хочешь масштабировать разработку – тогда расширь эту компанию, увеличь штат её работников и повесь все льготы конкретно на неё. Но ведь это не твой основной бизнес. Твоё дело – почтовые отправления».

Может быть, «Почта России» перестаёт быть просто почтовым оператором и принимает на себя какие-то дополнительные функции?

«На мой взгляд, это аналогия с заявлениями Сбера, который ещё два-три года назад заявлял, что они уже не просто банк, а IT-инфраструктурная компания. А почему? Да, у них классные мобильные приложения, отличные технические решения. Но тогда я бы выделил отдельную IT-компанию и назвал её «Сбер-разработка», и пусть она станет правообладателем всех этих IT-разработок и устанавливает свой софт. Но признавать окологосударственный банк и окологосударственную почтовую службу целиком IT-компанией я считаю нецелесообразным. И кому тогда пойдут все эти льготы? Надеюсь, не бухгалтеру, которому поменяют запись на то, что он на самом деле IT-разработчик, и он будет получать льготные кредиты, ипотеку и отсрочку от армии?» – спрашивает Михаил Третьяк.

Скорее всего, «Почте России» будут помогать со снабжением IT-оборудования, предположил IT-эксперт, гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

«Насколько «Почта» подходит под IT-компанию – сказать сложно. Нужны большие механизмы, специальное оборудование в большом количестве. При таких условиях вполне возможно, что из почтовой службы она становится более глобальным индустриальным игроком со всеми функциями по размещению корреспонденции и другой информации. Интерес государства в этом случае заключается в том, чтобы поддержать компанию в трудных условиях и позволить ей развиваться»,– сказал эксперт.

Из этого напрашивается любопытная мысль: если в санкционные времена ты что-то представляешь собой на отечественном рынке и хочешь получить от государства ту или иную помощь – нужно стать IT-компанией? Правда, есть один нюанс.

Согласно разъяснениям Министерства цифровой экономики от 4 марта 2022 года, для получение льгот в рамках поддержки IT-отрасли не менее 90% доходов организации должно поступать от разработки ПО и продажи собственных программных продуктов (доходы от ИТ-деятельности). Согласно заявлению «Почты России», в прошлом году почти четверть доходов организации составила прибыль от IT-сервисов – портала pochta.ru, мобильного приложения, личного кабинета юрлица, электронных заказных писем и других. Четверть, а не 90%. Хотя в реальном выражении цифра этих доходов внушительная – 52, 8 миллиарда рублей. Но даже Сбербанк, аккредитованный в этом году как IT-компания, не получил отраслевых льгот, (кроме отсрочки от армии для сотрудников) из-за несоответствия критериям выручки от IT. При этом, как сообщает портал CNews, за первое полугодие Сбербанк заработал на цифровых продуктах 74,7 миллиарда рублей (и потерял при этом 19 миллиардов). Тинкофф Банк тоже недавно стал IT-компанией: в прошлом году прибыль TCS Group от не кредитного бизнеса составила 37%, писали «Известия».

«Почта России» – окологосударственная компания и естественный монополист, вся ее себестоимость регулируется теми тарифами, которые государство устанавливает на услуги компании, объяснил «Московской газете» независимый IT-эксперт Алексей Бойко. «Поэтому они не могут, подобно любой коммерческой компании, взять и повысить оклады своим сотрудникам и установить премии. А проблемы с персоналом, скорее всего, они сейчас испытывают такие же, как и многие другие компании – отъезд сотрудников за рубеж, их переманивание и т. д.», – сообщил Алексей Бойко.

То есть при всей близости компании к государству поддержать «Почту России» можно, только выдав компании IT-льготы?

«По большому счёту да, – подтвердил эксперт Алексей Бойко. – Для сотрудников есть возможность получения тех льгот, которые не приводят к повышению окладов, к монетарной стимуляции айтишников, но хотя бы дают льготную ипотеку и отсрочку от армии, возможность участвовать в каких-то региональных программах (получать компенсацию за съём жилья и т.д.). Если государство что-то ещё будет дорабатывать, они тоже смогут на это рассчитывать. Но налоговых льгот компания не получит. Да и под те льготы, о которых я сказал, попадут не все работники «Почты России», а только те, что занимаются программным обеспечением: для подтверждения этих льгот проверяют текущую должность сотрудника».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
почта россии, IT-компания, оператор
Поделиться
Похожие новости