Полностью электрические автомобили могут стать экзотикой
Будущее электрического транспорта в России и в мире в целом ограничено, рассказал «Московской газете» автоэксперт Егор Васильев
«Электромобили при всей их красоте оказались не столь удобными для конечного потребителя. Для путешествий они не подходят. Пробег 300-400 км, после чего надо долго заряжаться — в том случае, если зарядка есть — и, если на ней нет очереди из других таких же «бедолаг». Электромобили имеют смысл как городской транспорт или транспорт до ближайшего пригорода. Это ограниченная ниша, поскольку, на мой взгляд, любой человек, покупая машину, предполагает, что она даст ему возможность перемещаться и на большие расстояния тоже. Плюс, электромобили на нашем рынке немного не соответствуют самой идее электрической мобильности: они избыточно мощные и роскошные, а это как раз то, против чего, как ни странно, борются «зелёные». Зачем машине разгоняться за 3 секунды до 100 км/ч и иметь 1000 ньютон-метров крутящего момента, если для перемещения в городской инфраструктуре достаточно гораздо меньших показателей? Думаю, что сейчас потихоньку начнётся переход от электромобилей в сторону гибридов. Они обладают всеми необходимыми плюсами как из мира внутреннего сгорания, так и из мира электричества. Скорее всего электромобили в чистом виде станут экзотикой, либо корпоративными автомобилями для мегаполиса. К тому же, они сейчас неоправданно дорогие, поскольку любой автопроизводитель вынужден закладывать такую цену, чтобы окупить своё производство. При этом стоимость электрической батареи составляет порядка 40-50% от стоимости всего автомобиля. Если машина при хорошем обслуживании может жить 10-15 лет, то у батареи срок службы значительно ниже. Через 6 лет она требует замены, а это примерно половина от стоимости автомобиля.
Велика степень разочарования людей в электрических автомобилях. Это связано с особенностями работы блоков литиевых аккумуляторов, электроники, систем безопасности. Темпы продаж электромобилей могут начать уменьшаться, но свою нишу они будут держать до тех пор, пока им на смену не придёт что-то более продвинутое».
Повышение утилизационного сбора бьёт по высокотехнологичным автомобилям — как электрическим, так и гибридам, отметил автоэксперт.
«Пока электромобили были незначимой частью нашего автомобильного рынка, они особо не интересовали государство. К тому же, поощрялся переход на «зелёные» технологии, создавались преференции с точки зрения налогов и дотаций на покупку авто. На начальной фазе использовались такие технологии, чтобы привлечь игроков на этот рынок. Но, как показывает практика мирового и западного автопрома в частности, электромобили занимают значимую долю рынка и демонстрируют рост продаж. Поэтому бремя, которое раньше несли только автомобили с ДВС, начинает перекладываться и на электромобили. Чем больше будет продаваться автомобилей, тем меньшими преференциями они будут пользоваться. У нас любой заправляющийся бензином или дизельным топливом платит акциз, который идёт, в частности, на восстановление дорожной сети. При этом забывается о том, что средний электромобиль, как правило, тяжелее, чем автомобиль с ДВС. Можно ожидать, что акциз на электромобили будет заложен либо в зарядную инфраструктуру, либо, как это делается на Западе, в общий километраж автомобиля. Что касается гибридных автомобилей, то они выпадают за ограничения по литражу двигателя в 1,5-2 литра, и утильсбор на них будет совершенно безумный. Если мы хотим бороться за экологию и снижать выброс углекислого газа в атмосферу, наверное, надо более щадяще относиться к гибридным автомобилям, потому что это новая, прорывная технология, которая, на мой взгляд, должна иметь какие-то преференции перед всеми остальными технологиями. В этом отношении наверняка будет какая-то коррекция, потому что гибридные автомобили оказываются той категорией авто, за которую приходится платить невероятные деньги: это касается не только утильсбора, но и налога на лошадиные силы. Периодически возникают разночтения, сколько именно лошадиных сил имеет гибридный автомобиль в зависимости от силового агрегата. А у электромоторов есть паспортная мощность и пиковая мощность, и какую учитывать при расчёте налога, тоже непонятно. На мой взгляд, в отношении приобретения гибридных автомобилей в нашей стране надо предусмотреть какие-то налоговые послабления и финансовые инструменты. Эти автомобили универсальны, удобны и с точки зрения экологии прогрессивны. Нефть у нас есть, и бензин куда-то всё-таки надо девать, к тому же, по территории всей страны построена огромная инфраструктура заправочных станций. Общая длина дорожной сети около 1 млн 600 тыс. км, и если представить, что мы будем развивать на эту длину зарядную инфраструктуру, то на данный момент это видится абсолютно невозможным, учитывая количество энергии, которое забирают автомобили при зарядке. А гибридный автомобиль — это маленькая экологически чистая электростанция, которая может вырабатывать на основе бензина или дизеля ровно столько электричества, сколько в данный момент требуется.
На мой взгляд, будущее за гибридными автомобилями, электрические станут экзотикой, а автомобили с ДВС будут понемногу сходить на нет. Хотя тут есть прорывные технологии вроде двигателей на аммиаке и на водороде. Работы в этом направлении идут и в Европе, и в Китае», — заключил Егор Васильев.
В 2024 году электромобилей было продано меньше, чем в 2023-м, рассказал «Московской газете» главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
«В 2025 году ситуация не улучшится. Мы по-прежнему будем говорить о каких-то процентах «туда-сюда» и копаться в относительно малых величинах продаж автомобилей. Повышение утильсбора должно поддерживать отечественное производство электромобилей. Но наши электромобили — это машины крупной узловой сборки, если мы говорим о новом «Москвиче». Есть ещё сильно локализованный электрический «Ларгус», но его пока никто особо не покупает. Львиная доля рынка — это дорогие импортные Tesla, Zeekr, Volkswagen и т.д. Это машины стоимостью 5-10 млн рублей. И с утильсбором тот, кто хотел купить электромобиль за 8 млн, будет отдавать за него около 8 млн 700 тыс. рублей. Либо эти машины будут ввозить под конкретных пользователей. С гибридами ситуация та же, при этом они у не выпускаются. А это такая же дорогая история. Среднему покупателю, который хочет купить автомобиль за 2-3 млн рублей, нечего купить на этом рынке даже с учётом государственных субсидий», — заключил Максим Кадаков.
-
В нынешней непростой внешнеэкономической ситуации всё большее число отраслей промышленности, в том числе очень перспекти...22.04.2022 в 14:26:003448
-
В следующем году в Москве появится 50 зарядных станций для электромобилей. На эти цели из городского бюджета будет выдел...09.12.2021 в 17:31:001999
-
Помощник российского президента Игорь Левитин, выступая на форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные тра...15.09.2021 в 15:41:002696
-
Генеральный директор L-Charge Дмитрий Лашин рассказал, в чем заключается преимущество новой передвижной зарядной станции...14.07.2021 в 11:22:003583
-
По мнению участников опроса, в частности, это связано с недостаточно развитой инфраструктурой ...09.03.2021 в 14:50:002921
-
В технопарке «Калибр» собрали первый трехколесный электромобиль.15.03.2018 в 16:01:003488