Новость общества

В России могут ввести акцизы на электричество или плату за все дороги из-за электромобилей

В России могут ввести акцизы на электричество или плату за все дороги из-за электромобилей

Фото © «Московская газета»

15.09.2021 в 15:41:00
896

Помощник российского президента Игорь Левитин, выступая на форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», сделал заявление по поводу развития электротранспорта в России. Чиновник спрогнозировал необходимость радикальной реформы системы обязательных платежей для автовладельцев в том случае, если машины на альтернативном топливе, включая газ и электричество, начнут превалировать на российских дорогах

Левитин заявил, что при такой ситуации придётся замещать доходы государства от акцизов на бензин и, соответственно, либо вводить акцизы на газ и электроэнергию, либо внедрять плату за каждый километр автодорог. Помощник президента призвал не ждать удешевления альтернативного топлива в сравнении с бензином и дизелем, поскольку бюджету по-прежнему будут необходимы средства на ремонт и строительство дорожной инфраструктуры. «При отсутствии акцизов содержание трасс фактически перейдет на население», — отметил Левитин.

Это заявление прозвучало на фоне данных агентства «Автостат», свидетельствующих о росте продаж электромобилей в России в несколько раз. За 5 месяцев текущего года в стране продано 650 таких авто, что в 7 раз больше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом даже такая динамика не отменяет того факта, что в общем объёме продаж автомобилей электротранспорт составляет сотые доли процента. В нашей стране по-прежнему крайне неразвита инфраструктура для таких машин, а цены на них остаются недоступными для большинства потребителей. В этом году в России в целом эксплуатируется чуть более 10 тысяч электрокаров при общем количестве в 45 миллионов машин. При таких цифрах разговоры об акцизах на электричество и повсеместных платных дорогах вызывают недоумение. Тем более, что такие меры расходятся с общемировой практикой.

В развитых странах, где доля электроавтомобилей уже сегодня ощутимая, о каких-то дополнительных сборах из-за якобы нехватки средств на строительство дорог нет и речи. Даже если не брать в расчёт Скандинавию, где экологичный транспорт составляет от трети до 70% от общего автопарка, на рынках США и Китая количество электромобилей также растёт и уже достигло 2,3% и 6,2% соответственно. Самое время, кажется, вводить акциз на электричество и тотальную плату за пользование дорогами. Но всё происходит как раз наоборот. В Норвегии владельцы электромобилей освобождены от сборов даже за проезд по трассам, платным для прочих водителей. В США вопрос стимулирования производства и продаж электротранспорта находится в поле внимания президента, и власти принимают меры по всесторонней поддержке этой отрасли. В Китае действуют государственные субсидии на покупку электромобилей, а запреты на езду в определённые дни, действующие в некоторых крупнейших мегаполисов, на этот вид транспорта не распространяются. В Германии владельцы электрокаров не платят транспортный налог в течение 10 лет после покупки. В России же, напротив, со следующего года отменяется нулевая ввозная пошлина на экологичные автомобили, а теперь высокопоставленный чиновник напрямую говорит, что выгод от приобретения «зелёного» транспорта россиянам ждать не стоит. 

Такая политика, возможно, соответствует интересам нефтяной отрасли, но точно вряд ли приведёт к улучшению ситуации в области охраны окружающей среды, которая и сегодня крайне неблагоприятна, особенно если вспомнить недавние утечки и разливы нефтепродуктов в арктических регионах России. Ведь, как выяснилось, причина – не только в изношенных трубопроводах и прочей инфраструктуре, но и в отсутствии должной поддержки перехода на альтернативное топливо, когда необходимость в добыче и транспортировке нефти могла бы постепенно отпасть.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
электромобиль, электричество, плата, акцизы
Поделиться
Похожие новости