Новость общества

Каковы перспективы развития электротранспорта в России

Каковы перспективы развития электротранспорта в России

pixabay

22.04.2022 в 14:26:00
3067

В нынешней непростой внешнеэкономической ситуации всё большее число отраслей промышленности, в том числе очень перспективных, нуждается в полной локализации производства на российской территории для снижения зависимости от импорта. Не являются исключением и электромобили, за которыми, по мнению многих экспертов, будущее, в том числе и отечественного транспорта

В марте этого года агентство «Автостат» зафиксировало рост рынка электромобилей в России в 2,1 раза в сравнении с мартом 2021 года, а за первый квартал, по сравнению с прошлогодним показателем, покупателей электрокаров стало в 2,6 раза больше. Но, несмотря на положительную динамику, абсолютные цифры остаются крайне небольшими. Речь идёт о нескольких сотнях машин всех марок. За март россияне приобрели 262 электромобиля, причём явное преимущества наблюдается в дорогом сегменте — первые три места занимают Tesla, Audi и Porsche. Такие результаты показывают, что для российских автолюбителей электрокар по-прежнему представляется чем-то дорогим и экзотичным.

Декан Транспортного факультета Московского Политеха Пабло Эмилио Итурралде Бакеро уверен, что эту тенденцию можно переломить и сделать электротранспорт популярным и доступным средством передвижения. Но на это уйдёт немало времени и усилий. И речь идёт не только об электромобилях, но и о двух- и трёхколёсных электрических транспортных средствах. Необходимо предпринимать все усилия, чтобы преодолеть два основных препятствия на пути развития электротранспорта — технологического и социально-психологического.

Эксперт напоминает, что автомобили с ДВС заправляются за несколько минут, а электрокары на их нынешнем этапе развития в большинстве случаев приходится заряжать по несколько часов. Это обстоятельство, по его мнению, отпугивает многих потенциальных покупателей такого транспорта. Для решения данного вопроса необходимо наращивать сеть быстрых зарядных станций, которые пока установлены лишь у некоторых торговых центров и недавно возведённых жилых комплексов. Также, как полагает Итурралде Бакеро, стоит более активно использовать электромобили в такси и каршеринге. Таким образом россияне будут быстрее привыкать к новому виду транспорта и узнавать о его особенностях и преимуществах.

В плюс электромобилям сыграет невысокая цена на электричество в России, поскольку наша страна обладает всеми ресурсами для выработки энергии. Благодаря этому стоимость эксплуатации электрокаров может оказаться меньшей в сравнении с бензиновыми машинами. Итурралде Бакеро добавляет, что акцент нужно делать на развитии собственного производства электротранспорта. Он считает, что Россия сможет справиться с этой задачей. Основная проблема может возникнуть с импортными микрочипами, дефицит которых сейчас затрагивает многие отрасли промышленности, причём не только в России. Их производство тоже нужно налаживать внутри страны. По остальным компонентам, по словам специалиста, больших сложностей быть не должно. Так, вскоре в Калининграде начнётся выпуск электрохимических ячеек для аккумуляторов, которые уже сейчас стабильно поставляются из Китая и Южной Кореи. Широкое распространение электромобилей важно как для улучшения экологии в городах и снижения загруженности дорог, так и для стимулирования отечественного автопроизводства.

Сам Московский Политех в сотрудничестве с концерном Автотор также работает в направлении развития «зелёного» транспорта. Так, в феврале нынешнего года команда студентов и инженеров института презентовала электрический мотоцикл MIG R2, способный развивать скорость свыше 200 км/ч. В его конструкции использовано много деталей из углеволокна, делающих мотоцикл более лёгким и прочным. В дальнейшем, при успешном развитии проекта, возможно серийное производство этой модели. Также специалисты Политеха разработали компактный беспилотный электрокар «Смарт Шаттл», который был показан на форуме «Армия-2021». Четырёхместная машина может передвигаться в автоматическом режиме и использоваться, к примеру, на экскурсионных маршрутах или в парковых зонах.

Развитие электротранспорта включено в государственную транспортную стратегию до 2035 года. Минэкономразвития предполагает, что к 2030 году отечественное производство электромобилей должно достичь 10% от общего выпуска транспортных средств в России.

В прошлом году в РФ было произведено свыше миллиона автомобилей, однако серийных электрокаров в России пока не выпускается. На эти цели из фонда национального благосостояния планируется направить 38 миллиардов рублей. Также государство рассматривает возможность введения различных льгот для владельцев электромобилей, например, отмены для них транспортного налога или бесплатный проезд по платным участкам дорог.

Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов рассказал «Московской газете», что сейчас по поводу развития электротранспорта в России возникает очень много вопросов и неопределённостей. Эксперт заметил, что, к примеру, у правительства Москвы поддержка этого вида транспорта достаточно давно является одним из приоритетов. Так, введена бесплатная парковка для владельцев электрокаров, а также на электротягу активно переводится общественный транспорт. Но в данный момент непонятно, будет ли в России достаточное количество электромобилей, чтобы их вообще можно было купить.

«Из-за проблем с импортом, отказа зарубежных компаний от поставок и так далее под вопрос поставлен и ввоз иностранных электромобилей, и программа по запуску производства отечественных. У нас, даже если что-то производится в России, очень много комплектующих и технологий импортные. Вот пример — у «Лады-Веста» около половины комплектующих иностранные. С электромобилями то же самое. Боюсь, что планы по производству своих электромобилей в России тоже надо будет корректировать. Пока среди экспертов преобладают скептические, и скорее даже пессимистические настроения на этот счёт», — сказал Шкуматов.

Собеседник издания добавил, что такая же проблема и с зарядными станциями, которые необходимы для внедрения электротранспорта. Часть из них собираются в России, но зависимость от зарубежных компаний также есть. Она касается, в частности, лицензионного программного обеспечения, созданного и развиваемого не в России.

«Да, и в Москве, и по стране есть определённые подвижки. И субсидирование на покупку новых электромобилей и другие послабления. Но в последние полтора месяца очень сложно что-то говорить о том, что будет дальше. Очень много неопределённостей», — заключил Пётр Шкуматов.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
электротранспорт, электромобиль, транспорт, перспективы
Поделиться
Похожие новости