Новость общества

Потребление молока в России снизилось: почему и куда девать излишки?

Потребление молока в России снизилось: почему и куда девать излишки?

Фото © «Московская газета»

06.06.2023 в 09:47:00
4676

Сегодня на рынке молока сложилась непростая ситуация

Депутаты Госдумы обратились в ФАС с просьбой проверить розничные сети на завышение стоимости молочной продукции. Собеседники «Московской газеты» рассказали, что за текущими ценами стоит перепроизводство молока в России и описали варианты развития ситуации.

Закупочные цены на молоко снизились по сравнению с прошлым годом на 15–20%, а стоимость молочной продукции на полках магазинов иногда вырастает до 100%, передают содержание обращения ФАС «Известия». Что побуждает розничные сети формировать такие отпускные цены на «молочку» и можно ли назвать эту ценовую политику необоснованной?

«Сегодня на рынке молока действительно сложилась непростая ситуация, — сообщили «Московской газете» в Национальном союзе производителей молока «Союзмолоко». — На рынок влияет несколько основных факторов: слабый спрос, снижение мировых цен на молочные продукты, а также значительные запасы биржевых товаров и сыров на складах производителей. Это привело к снижению цен на сырье после рекордного взлета 2022 года».

Корректировка цен на сырое молоко должна привести к корректировке цен по цепочке – в переработке и на полке, считают в Союзе.

«Это будет способствовать оживлению спроса, — уверены в Национальном союзе производителей молока. — Предприятия уже сигнализируют нам о том, что потребление постепенно начало восстанавливаться, хотя пока и небыстрыми темпами. Отрасль находится в поиске нового ценового баланса, и мы рассчитываем, что в ближайшие месяцы ситуация на рынке начнёт улучшаться. В этом году мы ожидаем сохранения динамики производства молока на уровне средних многолетних значений».

«Закупочные цены на молоко упали, по нашим данным, на 10-15% — рассказал в беседе с журналистом издания директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. — По разным регионам и хозяйствам ситуация разная, фермеры зачастую склонны драматизировать ситуацию. Но закупочная цена упала, это факт. В первую очередь, из-за снижения потребления. Молокоперерабатывающие заводы вынуждены работать себе в убыток и больше в направлении консервированных продуктов: сыр, масло, сухое молоко и т.д. Сейчас ситуация развивается несколько непредсказуемо – с учётом того, что запасы молока у производителей скопились достаточно большие».

Очень важным фактором в этой ситуации является Беларусь, которая на молочном рынке, по сути, не имеет границ с Россией, сказал Михаил Мищенко.

«В Беларуси экспортная цена на сухое молоко сократилась значительно сильнее, чем закупочные цены в России, и это очень сильно давит на российских игроков, потому что у них всегда есть возможность купить продукцию из Беларуси: сухое молоко, сыворотку, масло, сыр. До 2022 года Россия и Беларусь имели примерно равный объём производства молочных продуктов. По итогам 2022 года в обеих странах объём рынка сократился. Профицит молока в России в 2023 году составляет около 2 миллионов тонн», — сообщил директор Центра изучения молочного рынка.

Что привело к такому профициту?

«Во-первых, снизилось потребление молока на душу населения – по нашим подсчётам, на 12%. Во-вторых, сократилось само население. Около 1,5 млн человек покинули страну, либо постоянно уезжают и возвращаются. Сокращение численности населения, помноженное на сокращение среднедушевого потребления, дало такой результат: рынок молочной продукции стал значительно меньше», — отметил Михаил Мищенко.

Какой-то запредельной наценки на молоко в розничных сетях сейчас не наблюдается, они работают в прежнем ключе, считает эксперт.

«В этой ситуации не стоит искать крайнего, каких-то «жадных капиталистов», в роли которых сейчас легче всего предстают торговые сети. Сети не могут и не должны работать в условиях нерентабельного бизнеса. Если поставщика не удовлетворяет позиция сети, он может с ней не работать», — заметил аналитик.

Схожей точки зрения придерживается предприниматель, экономист, выходец из ритейла Дмитрий Потапенко.

«Экономикой управляет инструмент под названием «калькулятор», а также баланс спроса и предложения. Допустим, отпускная цена товара низкая, но у вас на полке продаётся 1 единица товара, при этом есть издержки на привоз этой единицы, ведь товар в сети привозит не поставщик — поставщик просто закидывает его на склад, а у склада тоже свои издержки, он проводит работу по «распаллечиванию» товара, вывозит его на машине, а это топливо, запчасти, зарплата водителя. То есть, даже если на полке 1 единица товара, вся связанная с ним работа осталась прежней, а по себестоимости даже возросла. Ведь грузчик, который разгружает и погружает товар, и водитель, который его отвозит, берут почасовую оплату, которая не привязана к количеству товара. Розничные сети – это многофакторная услуга, а не просто торговля товаром. И отпускная цена товара – далеко не единственный фактор в «общей цепочке», определяющий его стоимость на полке. Чем меньше товара, тем дороже для сети его продать, и это даже не парадокс», — рассказал Дмитрий Потапенко.

Каким образом будет решаться ситуация с возникшим на российском рынке переизбытком молочной продукции?

«Стратегически нужно понимать, что молочная отрасль в данный момент находится в своей переломной точке, когда мы переходим от модели импортозамещения к экспортно-ориентированной модели, — сказали в «Союзмолоко». — Если раньше отрасль росла за счёт того, что мы снижали импорт, и его доля за восемь лет снизилась на 30%, то сегодня мы должны всерьёз думать о внешних рынках».

«Во-первых, Россия и Беларусь начали усиленно экспортировать свою молочную продукцию в страны ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан) и таким образом оказывать давление на внутренние рынки этих стран, — отметил директор центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. — Во-вторых, сейчас существенно ограничиваются поставки в Россию молочной продукции с таких рынков, как Армения и Киргизстан. Армения — это большой реэкспорт молочной продукции из Ирана, Казахстана и Киргизстана, а Киргизстан — это страна с профицитом молочной продукции. В-третьих, возможно, придётся прибегнуть к сокращению поголовья скота: на Урале и в Западной Сибири – Новосибирская область, Алтайский край – большие излишки молока, и к осени там возможен убой скота».

«Розничные сети будут заказывать меньше молочной продукции у производителей, — считает Дмитрий Потапенко. — Поэтому заводы-производители могут постепенно закрываться. Корень всей этой ситуации – в снижении располагаемых доходов населения, которое сначала бьёт по производству, а потом доходит и до ритейла. Здесь все в одинаковой зоне ущерба».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
молоко, профицит, фас, госдума
Поделиться
Похожие новости